Сибирские огни, 2007, № 4

о сание становилосьтакимже чудом, как чутьпозже— семитские ГогиМагогученых арабов. Л АлександриецДикеарх вIVв. в«Описанииземли» «учило непрерывномряде горных цепей, : разделяющих материкАзии надве части по всей егодлине от запада к востоку». Этоучение перешло к Эратосфену, СтрабонуиПтолемею. Мыс Табин, который мореходыXVI в. иска- 23 ли к востоку отОби, и который исчез с европейских картСибири лишь вXVIII в.—это, как предполагает(вслед замногимидругими) Алексеев, не что иное, какмысТамаросЭратосфе- р на, установленный «отцомнаучной географии» в северо-восточномуглуИндии, где средне­ азиатскийгорныйхребетДикеарха(«Имаус»Птолемея) вдается вокеан, ина северо-западот щ котороготянутся неизвестные землиСкифии. <1 Римляне, интересовавшиеся болееюгоми западом, чем североми востоком, не пошли дальше своих греческихучителей. ПоэтывременпринципатаАвгустаговорято блаженных К северных народах, что ипонятно, ноПомпонийМела иПлинийСтаршийтакже опираются О только на истории другой «Истории»—Геродотовой. Так, еще в IVвекеАммианМарцел- щ лин, переживший вторжение гуннов и германцев, один из самых увлекательных историков Ьй периода, все ходитпокругамПлинияиПтолемея. Его скифы—«заброшенные вотдаленный ^ угол земли, привычныекпустыне, ониживут вдалеко отстоящихдруготдругаобиталищахи 05 довольствуются скудным и беднымпропитанием». Где-то втех же краях, между народами, ^ перечислятькоторыеАммиансчитаетизлишним, международами, «почтинедоступнымивви- 0 ДУ ихчрезвычайнойдикостиигрубости, есть кроткие и благочестивыелюди, каковыяксартьг ^ игалактофаги, окоторыхпоминаетпоэтГомервследующихстихахит.д.»Поэтическаяцитата, д говоритМ.П. Алексеев, скрываласкудостьреального опыта иограниченностьзнания. 1 Я * * * < |~Н 0 Античномумиру наследовали византийцыи арабы. ОСевере, какимон представлялся ^ первым, мы можем узнать у позднего автора, Никифора Григоры, писавшего в период рес- Щ таврации при Палеологах (XIVв.). Григора, автор «Истории», увлекавшийся толкованием да сновидений (что характерно), о «татарах» знает следующее: «Есть очень многочисленный Ь народ, живущий так далеко на севере, как никакой другой... как повествуют нам об этом И старыеписателиикакмысамиисследовалиэто, последолгихрасспросов, насколькоэтобыло' К возможно. ИменноихназвалГомерименеммлекоедов, бедныхисправедливыхлюдей, таккак у нихнетизысканнойкухни ироскошного стола...» Отталкивалсяли Григорав своемописа­ нии от «погрязших вроскоши правящих классов государства»Византии, илидело обстояло 89^ иначе, во всяком случаеМ.П. Алексеев заключает: «Марцеллин говорит о скифах, Григора ф —о татарах, согласно более употребительной в его время этнографической терминологии, как писатели XVI—XVII вв. будут говорить о самоедах; но эта замена имени нисколько не щ меняетдела: переднаминетолькопример живучей литературнойтрадиции, ной достаточно О характерное свидетельство того, что о кочевниках Сибири в XIV в. знали не больше, чем ►д девять столетийназад». Н О- Несмотря на то, что арабская географическая наука была более изощренной в своих 5 методах, чем античная или византийская, но, «как только дело касалось Крайнего Севера £5 Азии, арабскиеученыеделалистранные ошибкиисо словпутешественниковпримешивалик гг своим рассказам чудесные вымыслы». Интересно то, что арабские географические труды, которыми пользовались европейские интеллектуалы позднего средневековья, труды, со­ да зданньгепослераспадахалифата, представлялисобой большейчастьюкомпиляции, основан­ ные на старых книгах IXиXвв. При всемтом, хорошо известно, что компилятивныетруды, какправило, наиболеенасыщенывсевозможныминебылицамиизанимательнымирассказами о чудесах. Нас же будут интересовать здесь легенды, связанные со «второй легендарной традициейо далекомСевере», вкоторойпереплелись семитские (библейскиеикоранические) предания о народах яджуджах имаджуджах (библейские гоги и магоги) иэллинистические рассказыо походахАлександраВеликого. Кораническиеяджуджиимаджуджинаходятся где- то на Дальнем Севере за высокими горами, пребывая в заключении за крепкой стеной с железными воротами, построенными Зюль-Карнейном (АлександромВеликим), для ограж­ дения прочих народов отих вторжений. Находиться там имсужденодо кончинымира, когда бог откроет им путь. Из переработанной вАлександрии во времена Птолемеев «Йндики» Ктесия арабские комментаторыпозаимствовалидля их описания многие чудовищные черты. У яджуджей и маджуджей два глаза на лбу, два на груди, тело покрыто шерстью, уши свисаютдо плеч; онине говорят, но издаютзвуки, похожие одновременно нашипение змеи и свист птицы. Поначалу традиция помещала их где-то междуКавказом, Каспием иЧерным морем, персидские исирийские легенды отодвинули их вЦентральнуюАзию. Постепенно эти народы «обживали» все более северные места, пока не оказались заАлтаем иУралом, в пустынных областяхСибири. Во всяком случае, арабские географы «считали своимдолгом упомянуть о них приописании «седьмого климата», т.е. самого северного края земли». Эта традиция прочно держалась у арабских писателей, Ибн-Хаукаль иАл-Истахри вX в. гово­ рят, что страна яджуджей граничит на севере с океаном, Идриси в XII в. сообщает, что их 162 земли ограничивает цепь неприступных, туманных и снежных гор, за которыми в стране

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2