Сибирские огни, 2007, № 4
о сание становилосьтакимже чудом, как чутьпозже— семитские ГогиМагогученых арабов. Л АлександриецДикеарх вIVв. в«Описанииземли» «учило непрерывномряде горных цепей, : разделяющих материкАзии надве части по всей егодлине от запада к востоку». Этоучение перешло к Эратосфену, СтрабонуиПтолемею. Мыс Табин, который мореходыXVI в. иска- 23 ли к востоку отОби, и который исчез с европейских картСибири лишь вXVIII в.—это, как предполагает(вслед замногимидругими) Алексеев, не что иное, какмысТамаросЭратосфе- р на, установленный «отцомнаучной географии» в северо-восточномуглуИндии, где средне азиатскийгорныйхребетДикеарха(«Имаус»Птолемея) вдается вокеан, ина северо-западот щ котороготянутся неизвестные землиСкифии. <1 Римляне, интересовавшиеся болееюгоми западом, чем североми востоком, не пошли дальше своих греческихучителей. ПоэтывременпринципатаАвгустаговорято блаженных К северных народах, что ипонятно, ноПомпонийМела иПлинийСтаршийтакже опираются О только на истории другой «Истории»—Геродотовой. Так, еще в IVвекеАммианМарцел- щ лин, переживший вторжение гуннов и германцев, один из самых увлекательных историков Ьй периода, все ходитпокругамПлинияиПтолемея. Его скифы—«заброшенные вотдаленный ^ угол земли, привычныекпустыне, ониживут вдалеко отстоящихдруготдругаобиталищахи 05 довольствуются скудным и беднымпропитанием». Где-то втех же краях, между народами, ^ перечислятькоторыеАммиансчитаетизлишним, международами, «почтинедоступнымивви- 0 ДУ ихчрезвычайнойдикостиигрубости, есть кроткие и благочестивыелюди, каковыяксартьг ^ игалактофаги, окоторыхпоминаетпоэтГомервследующихстихахит.д.»Поэтическаяцитата, д говоритМ.П. Алексеев, скрываласкудостьреального опыта иограниченностьзнания. 1 Я * * * < |~Н 0 Античномумиру наследовали византийцыи арабы. ОСевере, какимон представлялся ^ первым, мы можем узнать у позднего автора, Никифора Григоры, писавшего в период рес- Щ таврации при Палеологах (XIVв.). Григора, автор «Истории», увлекавшийся толкованием да сновидений (что характерно), о «татарах» знает следующее: «Есть очень многочисленный Ь народ, живущий так далеко на севере, как никакой другой... как повествуют нам об этом И старыеписателиикакмысамиисследовалиэто, последолгихрасспросов, насколькоэтобыло' К возможно. ИменноихназвалГомерименеммлекоедов, бедныхисправедливыхлюдей, таккак у нихнетизысканнойкухни ироскошного стола...» Отталкивалсяли Григорав своемописа нии от «погрязших вроскоши правящих классов государства»Византии, илидело обстояло 89^ иначе, во всяком случаеМ.П. Алексеев заключает: «Марцеллин говорит о скифах, Григора ф —о татарах, согласно более употребительной в его время этнографической терминологии, как писатели XVI—XVII вв. будут говорить о самоедах; но эта замена имени нисколько не щ меняетдела: переднаминетолькопример живучей литературнойтрадиции, ной достаточно О характерное свидетельство того, что о кочевниках Сибири в XIV в. знали не больше, чем ►д девять столетийназад». Н О- Несмотря на то, что арабская географическая наука была более изощренной в своих 5 методах, чем античная или византийская, но, «как только дело касалось Крайнего Севера £5 Азии, арабскиеученыеделалистранные ошибкиисо словпутешественниковпримешивалик гг своим рассказам чудесные вымыслы». Интересно то, что арабские географические труды, которыми пользовались европейские интеллектуалы позднего средневековья, труды, со да зданньгепослераспадахалифата, представлялисобой большейчастьюкомпиляции, основан ные на старых книгах IXиXвв. При всемтом, хорошо известно, что компилятивныетруды, какправило, наиболеенасыщенывсевозможныминебылицамиизанимательнымирассказами о чудесах. Нас же будут интересовать здесь легенды, связанные со «второй легендарной традициейо далекомСевере», вкоторойпереплелись семитские (библейскиеикоранические) предания о народах яджуджах имаджуджах (библейские гоги и магоги) иэллинистические рассказыо походахАлександраВеликого. Кораническиеяджуджиимаджуджинаходятся где- то на Дальнем Севере за высокими горами, пребывая в заключении за крепкой стеной с железными воротами, построенными Зюль-Карнейном (АлександромВеликим), для ограж дения прочих народов отих вторжений. Находиться там имсужденодо кончинымира, когда бог откроет им путь. Из переработанной вАлександрии во времена Птолемеев «Йндики» Ктесия арабские комментаторыпозаимствовалидля их описания многие чудовищные черты. У яджуджей и маджуджей два глаза на лбу, два на груди, тело покрыто шерстью, уши свисаютдо плеч; онине говорят, но издаютзвуки, похожие одновременно нашипение змеи и свист птицы. Поначалу традиция помещала их где-то междуКавказом, Каспием иЧерным морем, персидские исирийские легенды отодвинули их вЦентральнуюАзию. Постепенно эти народы «обживали» все более северные места, пока не оказались заАлтаем иУралом, в пустынных областяхСибири. Во всяком случае, арабские географы «считали своимдолгом упомянуть о них приописании «седьмого климата», т.е. самого северного края земли». Эта традиция прочно держалась у арабских писателей, Ибн-Хаукаль иАл-Истахри вX в. гово рят, что страна яджуджей граничит на севере с океаном, Идриси в XII в. сообщает, что их 162 земли ограничивает цепь неприступных, туманных и снежных гор, за которыми в стране
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2