Сибирские огни, 2007, № 4

уровне истории взаимодействия национальныхкультур, европейскойирусской, ипозволяет М.П. Алексееву сделать вывод отом, что «именнорусские открыли европейцам северную Азию черезпосредство иноземцев, бывавших вМоскве». Всвоихкомментарияхк публи­ куемымтекстамАлексеев всегдаобращаетособоевниманиенарусскихинформаторов, сооб­ щавших путешественникамиз европейскогомираисторииифактыосибирскойземле. «Рус­ ских» вширокомсмысле слова: эгомогли быть имосковиты-дипломаты, какпосланник великого князяВасилия Ивановичак папеКлиментуVII—Дмитрий Герасимов, «толкова­ тель» (как говоритГерберштейн) ПавлаИовия, таки «татарскиеи узбекские» купцы, распи­ сывавшие в Москве иезуиту Аврилю достоинства сибирского пути в Китай. Указывая на значениеиностранныхизвестииоСибирикакна«важнейший, еслинеединственныйисточник для изучения до-русской Сибири», М.П. Алексеев напоминает, что исследователиСибири началаXXвеказачастуюпринужденыбыли«совершатьсвоиэкспедициискнигамиПалласа иГмелина, МиллераиФишера, ГеоргиилиЭрикаЛаксманавруках». Идалее:«.. .знакомясь с европейскими сочинениями о СибириXVI иXVII столетий, не можем ли мы, например, сказать, что«Карская экспедиция»,играющая стольбольшуюрольдля советскогоэкспорта и импортавСибири,являетсявзначительнойстепениосуществлениемтехтранспортныхпланов, которые строилианглиискиеи голландскиеморякивXVI—XVII вв.?<.. .>некнигали амери­ канцаДж. Кеннанаосибирскойссылкеоказалаизвестное воздействиенарусское правитель­ ство в смысле пересмотратюремного устава ине она ли значительно подорвала авторитет самодержавнойвласти вРоссиив глазахевропейскогообщественного мнения?»Как бытам ни было, но, со своей сторонымыможемдобавить, что не только исследовательским, но и историко-культурнымцелям служит книга академикаАлексеева, указуяученымжестомна существующие ивнашевремямифологическиемодели восприятияСибири, модели, нестоль существенноизменившиесясо временГеродотаисовремен аль-Идриси. * * * Кратко излагая историюлегенд о Сибири до XIII века, Алексеев пишет: «Историку необходимо считаться сними не толькопотому, что они некогдазаменяли собой подлинное знание, но в особенности потому, что они составили ту основу, с которой началось и на которой впоследствии строилось самостоятельное исследование<...>». Мыбысказали, что они составилине толькоосновудляисследования, нои основудлятакназываемого«подлин­ ного знания», векторыкоторого, кактеперь известноиз критикиэпистемологий, определя­ ются исходя из преданияилегенды. Со временГеродотабытовалалегендаогипербореях, блаженныхсеверныхплеменах, по всей видимости, заимствованная у Гомера, Гесиода и Эсхила, а к Геродоту попавшая из «Аримаспейи». В отличие от большинства мифическихнародов, населявшихлежащие за Понтомнеизвестные земли, гипербореи интересныдля нас какисточникдальнейшихпред­ ставленийоСибирикакземле правдыисправедливости, остранеблаженных. Позднее «соци­ альные доблести» гипербореев были распространены на другие «скифские» народы, под именемкоторыхгрекибольшейчастьюпонималипростопредполагаемых, нонеизвестныхим северян. ВIV веке Эфор пишет, что «иные из новых скифов справедливее всех народов», «.. .припростомобразежизни и отсутствииденег, онипользуются внутреннимблагоустрой­ ством, всемежду собоюимея общее,не исключаяжен, детейиродни; для соседей онинепо­ бедимыинеодолимы, необладаяничем, из-зачегостоилобыихпоработить». «Длянас важно, —заключаетМ.П. Алексеев,—то, что эта идеализация северных «варваров», аналогичная той, какуюмы встретимв эпохуВозрожденияуМонтеняпо отношениюктуземцамАмери­ ки или у идеолога французской ремесленной буржуазии XVIII в. Руссо по отношению к абстрактно понятому им «примитивному человеку» вообще, быладревними применена к самымсеверными, следовательно, наименее известнымимварварам; стембольшей охотой гуманистическинастроенные европейскиеписателиXVI—XVII вв. применилиихуже непос­ редственнокнародамСибири». Дальнейшееразвитие «концепта»связаноспоходамиАлек­ сандраМакедонского (334—326 гт. дон.э.). Собственнодля географического исследования Северной Азии они не дали ничего. Однако возникшие позднее «повести об Александре Великом», переработанные вдухе восточныхроманов-путешествий, уже содержат отдель­ ные эпизодыо северныхстранах: обожествлявшийся всвое времяполководецнемогостано­ витьсяна полпути. Странамрака, из которойдорогупутешественникампоказывают ослицы или кобылицы (легенда, впоследствии записаннаяМаркоПолоумонголов), море, отделяю­ щее землю от страны блаженных, «нечистые» народы, запертые Александром в северных горах— все это будет повторяться в трактатах о чудесах и географических описаниях в течение двадцати веков, да и позже—ведь сейчас это повторяется нами. Если верить его историкам, АлександрВеликий доходилдо пределов мира, посколькуКаспий (несмотря на то, что уже у Геродота он замкнут) сливался с волнами северного океана, а насеверо-восточ­ ныхберегах каспийского «залива» обитали бесконечные чудовищаэллинистического мира, которыхвСевернойАзии разыскивали итальянскиемонахи вXIII векеирусские админист­ раторывСибири вXVII столетии. Впрочем, александрийские географынетеряли голову от этихлегенд, пытаясьрассуждатьбольше о землеописании, чемочудесах. Наделе землеопи- 161 11 заказ № 805 ВЛАДИМИР ТИТОВ «СИБИРЬ НА СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ ОЗНАЧАЕТ ТЮРЬМА...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2