Сибирские огни, 2007, № 4
уровне истории взаимодействия национальныхкультур, европейскойирусской, ипозволяет М.П. Алексееву сделать вывод отом, что «именнорусские открыли европейцам северную Азию черезпосредство иноземцев, бывавших вМоскве». Всвоихкомментарияхк публи куемымтекстамАлексеев всегдаобращаетособоевниманиенарусскихинформаторов, сооб щавших путешественникамиз европейскогомираисторииифактыосибирскойземле. «Рус ских» вширокомсмысле слова: эгомогли быть имосковиты-дипломаты, какпосланник великого князяВасилия Ивановичак папеКлиментуVII—Дмитрий Герасимов, «толкова тель» (как говоритГерберштейн) ПавлаИовия, таки «татарскиеи узбекские» купцы, распи сывавшие в Москве иезуиту Аврилю достоинства сибирского пути в Китай. Указывая на значениеиностранныхизвестииоСибирикакна«важнейший, еслинеединственныйисточник для изучения до-русской Сибири», М.П. Алексеев напоминает, что исследователиСибири началаXXвеказачастуюпринужденыбыли«совершатьсвоиэкспедициискнигамиПалласа иГмелина, МиллераиФишера, ГеоргиилиЭрикаЛаксманавруках». Идалее:«.. .знакомясь с европейскими сочинениями о СибириXVI иXVII столетий, не можем ли мы, например, сказать, что«Карская экспедиция»,играющая стольбольшуюрольдля советскогоэкспорта и импортавСибири,являетсявзначительнойстепениосуществлениемтехтранспортныхпланов, которые строилианглиискиеи голландскиеморякивXVI—XVII вв.?<.. .>некнигали амери канцаДж. Кеннанаосибирскойссылкеоказалаизвестное воздействиенарусское правитель ство в смысле пересмотратюремного устава ине она ли значительно подорвала авторитет самодержавнойвласти вРоссиив глазахевропейскогообщественного мнения?»Как бытам ни было, но, со своей сторонымыможемдобавить, что не только исследовательским, но и историко-культурнымцелям служит книга академикаАлексеева, указуяученымжестомна существующие ивнашевремямифологическиемодели восприятияСибири, модели, нестоль существенноизменившиесясо временГеродотаисовремен аль-Идриси. * * * Кратко излагая историюлегенд о Сибири до XIII века, Алексеев пишет: «Историку необходимо считаться сними не толькопотому, что они некогдазаменяли собой подлинное знание, но в особенности потому, что они составили ту основу, с которой началось и на которой впоследствии строилось самостоятельное исследование<...>». Мыбысказали, что они составилине толькоосновудляисследования, нои основудлятакназываемого«подлин ного знания», векторыкоторого, кактеперь известноиз критикиэпистемологий, определя ются исходя из преданияилегенды. Со временГеродотабытовалалегендаогипербореях, блаженныхсеверныхплеменах, по всей видимости, заимствованная у Гомера, Гесиода и Эсхила, а к Геродоту попавшая из «Аримаспейи». В отличие от большинства мифическихнародов, населявшихлежащие за Понтомнеизвестные земли, гипербореи интересныдля нас какисточникдальнейшихпред ставленийоСибирикакземле правдыисправедливости, остранеблаженных. Позднее «соци альные доблести» гипербореев были распространены на другие «скифские» народы, под именемкоторыхгрекибольшейчастьюпонималипростопредполагаемых, нонеизвестныхим северян. ВIV веке Эфор пишет, что «иные из новых скифов справедливее всех народов», «.. .припростомобразежизни и отсутствииденег, онипользуются внутреннимблагоустрой ством, всемежду собоюимея общее,не исключаяжен, детейиродни; для соседей онинепо бедимыинеодолимы, необладаяничем, из-зачегостоилобыихпоработить». «Длянас важно, —заключаетМ.П. Алексеев,—то, что эта идеализация северных «варваров», аналогичная той, какуюмы встретимв эпохуВозрожденияуМонтеняпо отношениюктуземцамАмери ки или у идеолога французской ремесленной буржуазии XVIII в. Руссо по отношению к абстрактно понятому им «примитивному человеку» вообще, быладревними применена к самымсеверными, следовательно, наименее известнымимварварам; стембольшей охотой гуманистическинастроенные европейскиеписателиXVI—XVII вв. применилиихуже непос редственнокнародамСибири». Дальнейшееразвитие «концепта»связаноспоходамиАлек сандраМакедонского (334—326 гт. дон.э.). Собственнодля географического исследования Северной Азии они не дали ничего. Однако возникшие позднее «повести об Александре Великом», переработанные вдухе восточныхроманов-путешествий, уже содержат отдель ные эпизодыо северныхстранах: обожествлявшийся всвое времяполководецнемогостано витьсяна полпути. Странамрака, из которойдорогупутешественникампоказывают ослицы или кобылицы (легенда, впоследствии записаннаяМаркоПолоумонголов), море, отделяю щее землю от страны блаженных, «нечистые» народы, запертые Александром в северных горах— все это будет повторяться в трактатах о чудесах и географических описаниях в течение двадцати веков, да и позже—ведь сейчас это повторяется нами. Если верить его историкам, АлександрВеликий доходилдо пределов мира, посколькуКаспий (несмотря на то, что уже у Геродота он замкнут) сливался с волнами северного океана, а насеверо-восточ ныхберегах каспийского «залива» обитали бесконечные чудовищаэллинистического мира, которыхвСевернойАзии разыскивали итальянскиемонахи вXIII векеирусские админист раторывСибири вXVII столетии. Впрочем, александрийские географынетеряли голову от этихлегенд, пытаясьрассуждатьбольше о землеописании, чемочудесах. Наделе землеопи- 161 11 заказ № 805 ВЛАДИМИР ТИТОВ «СИБИРЬ НА СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ ОЗНАЧАЕТ ТЮРЬМА...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2