Сибирские огни, 2007, № 4

лый, открытый, по-есенинскикрасивый—истинный«королевич», повыражениюВалентина Катаева. А.Г.). По этомуповоду я написал на книжке что-то вроде экспромта: Ивнешний и внутренний облик поэта ССергеемЕсенинымсходнынемножко, Душа вот такого же чистого цвета, Как эти березы, как эта обложка. И все нам понятно, лишь книжку откроем. Он слит воедино с березовым краем. Какоелицо—по стихамустановим, Какие стихи—полицу угадаем ».1 Буквально через неделюпришлописьмоиз Смоленска отН. Рыленкова. Онблагодарил А. Кухно за присланнуюему книгу «Ранимость»: «.. .Я ее прочитал с большим удовольствием. Многие стихи понравились. Особенно пришласьмне подуше «Аленушка». Традиционнаятема и традиционный образ у Вас осве­ щеныпо-новому, по-своему. Да и вдругих Ваших стихахмного свежего. Чувствуется боль­ шое сердце ...» Вместе с тем не обошел известный поэт инекоторые, по его мнению, слабые места: «Впоэме «Море»мноюхорошихкусков, берущих задушу строкистроф. Вцеломже, как мне кажется, Вы в ней где-то немножко перемудрили, кое-что излишне зашифровали. Читателюбудеттрудносвязатьначалосконцом. Я люблюпоэмысболее четкойкомпозицией. Даже если онилирические. Весьма возможно,я неправ. Этомое чистосубъективное воспри­ ятие. (Но оно вполне объективно отражает главнуюслабость поэмы. — А.Г.). Вобщемже я очень рад за Вас. Ваши стихи меня заинтересовали еще на Смоленском семинаре. Я очень часто вспоминал Вас. Неужто Вы еще не член СП? Если нужно— я поговорю с Вашими товарищамипо этому поводу.. ,»2 7. В поисках равновесия А. Кухно и сам о вступлении в Союз писателей к тому времени серьезно подумывал. Пришла пора официально оформить свои отношения с профессиональнойлитературой. Ив мае 1966годаАлександраАнтоновичаКухно принимают в Союз писателейСССР. Здесь надо отметить вот какуюдеталь. Еслидесятилетие назад свой поэтический путь А. Кухно приходилось начинать фактически водиночку (юная лирическая поросль в сибир­ ской литературе тогда практически отсутствовала), то в середине 1960-х рядом был уже целый ряд талантливых лириков, уверенно набиравших «обороты». С первыми книгами выступили Геннадий Карпунин, АлександрПлитченко и Нинель Созинова. Втомже, 1966 году членомСоюза писателей сталВикторКрещик, годом раньше—АлександрРоманов и ВасилийКоньяков,также начинавшийспоэтическойлирики. Сконца 1950-хгодовпоявляют­ ся в печати стихи Нины Греховой. Иэто в одномНовосибирске. Свои дарования росли и в других городах и весях Сибири. Новая поэтическая волна поднималась на глазах. И если «социальная разряженность кислорода», согласимся с В. Коньяковым, все ощутимей, то поэтическая атмосфера становится, напротив, плотнее. Естественным же центром притяжения молодой поэзии Новосибирска становится А. Кухно. Почему «естественным»? Впервуюочередь, конечно, в силу магнетизма еголич­ ности. Излучая обаяние, притягивалА. Кухнок себетакже глубоким знанием, пониманиеми чувствованиемрусской поэзии. Нуи, разумеется,—завораживающимталантом своим. Так что ничегоудивительноговтом, что, когдаА. Кухнополучилотредакции «Сибирских огней» квартиру, она сразуже сталаместомтворческих посиделок. Здесь собиралиськоллеги-литераторы, но сюда, «наогонек», заглядывалиихудожники. Здесь читали стихи, говорили олитературе, поэзии. Очень много наизусть самых разных поэтов знал и читал самА. Кухно. Нередко хозяинквартиры брал вруки баян или садился за фортепьяно ипел—как свидетельствуетИ. Лавров, «задушевно, славно пел»3. «Никогда не забуду,—вторит емуА. Романов,—с каким особым чувством пелАлександр Кухнолюби­ мое—«Отговорила роща золотая» 4.АВ . Коньяков вспоминал: «Я ведь хорошо помню это идоброе, и неблагополучное время. Именнотогдаполон был ты семьей, радостенмаленьки­ ми еще сыновьями, комнаткой своей с большим окном, открытым вбор. Еще не устал твой голос. Иумел ты играть на баяне... Я сильнолюбил твой голос.. .»5 1 Из личного архива А. Кухно. 2 Там же. 3 Лавров И. О поэте Александре Кухно. // Александр Кухно. Слова, зовущие к добру... — Новосибирск, 1981. С. 278. 4 Романов А. Нас объединяло многое. Там же. С. 285.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2