Сибирские огни, 2007, № 4
Иготов, «как за себя, //за все поступки //родного моря отвечать». Если вспомнить ряд других стихов А. Кухно того же периода (о некоторых выше уже говорилось), то станет, совершенно очевидно, что здесь не декларация, не риторика и ужтем более не поза, а выно шенное убеждение, вполне согласующееся с егогражданским, нравственными художничес киммаксимализмом. Вместе стем огромноемореобщественного бытияпоэтнемыслитбез своего семейного царства-островка, плывущего по его просторам. Что бы ни случилось, он не может его покинуть («но царством собственным бросаться //я, государь, //никак немог»), ибо сердцем понимает, что без малого не бываетбольшого, абез крохотнойсемейной капли-молекулыне полно и великое море народное, что со «звонкого горя детского» начинаются великие траге дии. Поэтому тот, ктоне посчитается «с малым горем»ребенка, «не посчитается и с морем». А. Кухно словно быповорачивает оборотной стороной знаменитуюмысльДостоевского о том, что все трагедии не стоят слезинки замученного ребенка. Апотому: Плыви, плыви, счастливый остров! Мне твой веселый костерок— пусть не решенье всех вопросов, но свет и правда этих строк. С тобой в родном морском просторе иду за синий окоем ипомню помнюнапрестоле оназначениитвоем... Причтении этих строк возникаетощущение, что их авторнечтопринципиально важное решал здесь и для себялично— нетолько поэта и гражданина, но и семьянина. Все познается в сравнении. Мерачеловеческой беды—тоже. Темвышеитягостней она, если связана не с естественными человеческими недугами или природными стихиями, не с вражьей силой со стороны, а с чудовищными аномалиями, рожденными в пучинах родного российского моря. Оглядываясь на горькие времена сталинских репрессий, когда «подло, именем народа //бесчестье насаждал тиран», «когда ни матери, ни сына //за ради красного словца//непощадит самаРоссия//во славу грозного«отца», авторпоэмынапоминает об этом в гневно-взыскующем монологе. И страшнее всего по убеждениюА. Кухно, что там, «где чувстватолькодля парада, //там зло возводится в закон; //гдекапли, винтики, песчинки, //а не Живыесущества, //тамне любовь—одни бесчинства, //тамтрын-трава все острова». Впрочем, по закону древнегреческого катарсиса, наверное, «геенна огненная» репрес сий не только испепеляла, но и рождала сверхпрочные человеческие кристаллы, которые противостояли распаду, спасая общество от гибельного перерождения: Но, может, потому и живы моя любовь, мой костерок, что кто-то шел сквозь все режимы и просто каплей быть не мог. Для А. Кухно они— настоящие герои. При этом поэт не оспаривает и подвиги героев Гражданской и Великой Отечественной войн. Однако «они ясны, как флаги, как в море— соль, как дрожжи в браге». Героизм же тех, кто без вины виноватый с клеймом «врага народа» прошел этапами через самые глухие имертвыероссийскиеуголки, для автора поэмы такженесомненен. По тюрьмам и ссылкам, по лагерным зонам трудомнепосильным, великим позором чудовищной ложью допросов ночных испытана верность героев моих. Выпавшим наихдолюмытарствам отведеназначительная (инаиболее сюжетная) часть поэмы. Весьма скупыми художественнымисредствамиА. Кухноудается передатьтрагизм су деб своих героев, для которыхдавно привычными стали и «зоны», и «колючка», и «шмоны», и «ненависть вокруг». Даже окружающая природа, где «как вышки—торчатдерева. //Какпсы —ощетинились дебри. //Как проволока—трава», враждебна. Но куда горестнее свыкнуться смыслью, что сделался (пусть и самтого нежелая) причиной несчастья своих близких. Отдавая дань мужеству, стойкости, воле кжизни своих героев-политзаключенных, ав торпоэмы«Море» не забываетитех, без когоим крайнетрудно было б все вынести, выжить, не сломаться, — их верных жен, которые, бросив обжитые квартиры, «как одержимые, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2