Сибирские огни, 2007, № 4
социалистической истории. Еще памятен был XXсъезд КПСС, где развенчали и осудили «культличности». Открылись воротагулаговскихлагерей, началась реабилитацияполитзак люченных. Репрессированные сталивозвращатьсядомой. Соднимиз них другомкомсомольскойюностиотца,Медведевым—А. Кухноблагода ряАнтонуДаниловичупосчастливилосьпознакомиться. ГеоргийМихайловичоказалсяудиви тельным человеком. Поразила в первую очередь его интеллигентность —•крестьянина по происхождениюизекасмноголетнимстажемволеютрагическойсудьбы. Нуато, чторассказал Медведев о каторжном периоде своей жизни, безусловно, оставило глубокий след в душе поэта, высеклотворческуюискру, от которой вспыхнули стал разгораться замысел поэмы. В конце 1936 года он, инструктор политработы конвойных войск, был арестован по надуманномуобвинениюв «троцкистской, антисоветской, контрреволюционнойдеятельнос ти». Азатем двадцать лет неволи (какнапишетА. Кухно в поэме «Море»: «четырнадцать каторг и тюрем //уже у него за спиной»). Его супруга, Надежда Павловна Медведева, с детьми всюду следовала за ним. После реабилитацииМедведев работал в новосибирском Академгородке начальникомконтрольно-ревизионного отделаСОАН, был награжденорде ном «Знак Почета». Пройдя сквозь жесточайшие испытания, он не озлобился, не потерял веру в свой народ, свою страну. Поэта, исповедующего душевное самосожжение воимятого, чтобы«весьмирочелове чить», такиелюдинемогаи не привлечьине вдохновить, немоглине статьдлянегоподлин нымиобразцамистойкости, нравственноговеличия, примерами высокойгражданской ичело веческойлюбви. Ине случайно гулаговские главыпоэмыА. Кухно посвятил супругамМед ведевыми семье репрессированного ленинградскогожурналистаА.Н. Алексеева. Правда, начинается поэма «Море» скорей как бытовая лирическая драма. Герой ее приезжает к южномуморю внадежде найти успокоение после семейного разлада, обрести под размеренный шум прибоя душевное равновесие, однако теснят его сердце грустные воспоминания о былой светлойлюбви, «лодка» которой«разбилась о быт», и—«где оно, то равновесие»?—становится «очень худо сердцу человечьему». Настолько худо, что краски, и звуки моря оно перестает воспринимать. «Какже это вышло, //море голубое», кто виноват в случившемся?»—задается вопро сом герой поэмы, но какого-то определенного ответана негоне звучит («какпопал, не знаю, 1/в царскуюнемилость...»). Скорее всего, «оба втомвиноваты», хотя, возможно, и он, своей семейнойдержавы, «царьневажненький». Всплывает еще одна серьезная причина: «Простимне, маленькая //моядержава, //что не одной тобой //душа дышала...». Признание это наличнуюдраму героя поэмы заставляет взглянуть уже по-иному. Более того, оно становится и своего рода поворотныммоментом в дальнейшемразвитиипроизведения, котороеиз интимно-лирическогопревращается в соци ально-историческое по существу и гражданственное по звучанию. Начинается разговор «о времени и осебе». Разговордля герояпоэмысовсемнепустойи не праздный. Всвоейжизни он подошел к определенной черте. Но чтобы переступить ее и идти дальше, необходимо понять и осмыслить как себя самого, так имир, вкоторомживешь, определить свое место в нем,духовные и нравственные ориентиры. Автор совершает краткий экскурс в недавнюю российскую историю, где были и «та чанкиглавные большевиков», ифашистскиедоты, которые закрывали своимителамибойцы, и стоически умиравший на морозе советский генерал, в котором без труда угадывается Карбышев, иделает вывод, что «Россия—море геройских суцеб». Вполне конкретное в начале поэмыморе, чьи «волны берег лижут», превращается в многозначную и емкую социальную метафору, выражающую в первую очередь величие Родиныи судьбынародной. Образ моря и паруса достаточно традиционен в русской поэзии. Но у А. Кухно он, начиная с задающего тональность заголовка, сквозной, стержневой. Как на крепком гвозде, держится на нем вся сложнаямногоплановая картина этого поэтического произведения. Кто же он, поэт (а лирический герой чем дальше, тем больше сливается с ним), по отношениюк морю? Росинка, капля, в которойможет отразиться поверхность моря, но не его глубина? Нет, у поэта другая мера причастности и родства: «Не капля в море, // не росинка—//я человек. //Я твой, Россия!..» Более того— Любимый или нелюбимый, — я знаю истину одну, что сердца моего глубины вбирают моря глубину. И, с кем-то ссорясь или споря, с того и лезу на рожон, что в самойглавнойпесне моря я весь—как есть—отображен. АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2