Сибирские огни, 2007, № 4

Нет, не уходим—сходимпостепенно, становимся частицамиморей... . Пусть говорят, что все на свете тленно, н а я не верютленности моей. 0 Другие корабли идут по свету, родные оставляя берега. И не к лицу мне, старому корвету, £1 на молодость глядеть, как на врага. М Им дальше плыть, И наученным ирьяным, 0 кневедомым, Я желаннымчудесам... Ч Как я был верен парусам багряным— § они верны багряным парусам. -г <>3? Так, совершенно справедливо отмечаетА. Никульков, «романтическийобраз корвета дГ безпрямойпублицистикилирическираскрывает важныйидейныйсмысл»1. Заместительглавногоредактора «Сибирскихогней»АнатолийИванов, будущий автор знаменитого «Вечного зова», отбирая для публикации в журнале (№3 1964 года) стихи £ А. Кухно, высоко отзываясь о нем в целом («поэт очень своеобразный, оригинальный и д честный, поскольку... пытается любое явление понять и выразить по-своему»), особенно Н выделял «Корвет», который считал «безусловной удачей»2. Я Перекликается с «Корветом» написанное несколькоранее стихотворение «Вночном» о (1961). Но здесьтема рядового труженика напереломе уходящегоинаступающего предста- ет уже в иномобразном свете. Лирический герой ассоциирует себя с трудягой-конем, пасу- в щимся вночном. Время его заканчивается. И, стоя напороге новой эпохи, он бросает груст- Ц ный прощальный взгляд на свой «век конный» (В. Башунов): « Век такой,— ^ что не для вашей тяги в небо уходящая звезда, неужели, кони-работяги, впрошлом вамостаться навсегда... Но, каки в «Корвете», «век нынешний и векминувший» здесьтакже не сталкиваются лбами, неделаются антагонистами. Идетзакономерныйпроцесс сменыстарогоновым, поэто­ муи грусть поэта—светла. Можно привести еще не одинпример лирического своеобразия в решении А. Кухно гражданскихтем. Икаждый подтверждаетправотускорейнеЛиханова, аНикулькова, утвер­ ждавшего, что«он (Кухно.— А.Г.) обладалпрекраснойи, прямо скажем, не частодающейся поэтамспособностьюоблекать влирикутемыпублицистические, восприниматьихкакнечто задушевное, личностное»3. Впрочем, иА. Лиханов оговаривается, что «гражданскоготонаможнодостичь не только восклицательными знаками ияростьюстрасти, но итихимголосомлюбви, неравнодушием, горечью, если надо, иА. Кухно именно этаинтонация удавалась...»4. ОченьличностнымА. Кухноостаетсядаже всамых«публицистических»своихпроизве­ дениях: таких, например, какнебольшая поэма«Вещь». Рассказывается в ней об инженере, который, приложив максимум усилий (несколько дней не уходил с предприятия, пока не добился своего), устранил серьезнуютехническую неисправность, из-за которой производство недополучало намиллионырублей ценнейшей продукции, обуздал «злые машины» с «проржавленными сердцами». Фактдля простой га­ зетной заметки. Но в поэмеразговор выходитдалеко за егорамки. По сути, А. Кухно продолжает тот большой разговор отворчестве, к которомуон раз заразомвозвращается всвоих стихах. Общийсмыслегопоэтическихразмышлений вданной поэме сводится к следующему. Любой труд, если выполняется он с высокой ответственнос­ тьюи самоотдачей, если в полной мере реализуются в немлучшие человеческие качества и способности, если он одушевлен и наполнен «высоким горением», есть настоящее творче­ ство. «Злые»жемашиныпоявляются тогда, когдауправляет имидушевно черствый, холод- 1 Никульков А. Нравственная сила лирики. // Александр Кухно. Слова зовущие к добру... — Новосибирск, 1981. С. 6 . 2 «Внутренняя» рецензия А. Иванова. (Из личного архива A.A. Кухно). 3 Никульков А. Нраственная сила лирики. // Александр Кухно. Слова, зовущие к добру... — Новосибирск, 1981. С. 6 . 4 О друге. (Из личного архива А. Лиханова). j 4 j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2