Сибирские огни, 2007, № 4
АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА многоедругое,рожденноеегособственнойранимостью,тольшусиливалодефицитравновесия, приводя кдушевномудискомфорту, а то и болезненному разладу сокружающиммиром. Но это будет несколько позже. А тогда, в первой половине 1960-х, тучи еще только сгущались. Иеще светило солнце«оттепели», обогревая лучаминадежды. 5. Под высоким накалом эпохи Надеждыбылибольшие. Упоэтов, наверное, вособенности. Наширокийпросторвышла лирика,остававшаяся ввоенныегодыипослевоенноедесятилетиедалеконазаднемплане. Она выплеснулась в многолюдные аудитории, наплощади и стадионы. Школыи вузыоткрывали литературныестудии, стихотворные сборникисметались с книжныхприлавков. Поэтыстано вились популярнее кинозвезд. Только «физики»моглитогдасоперничать с «лириками». «Разгул»поэтической стихиине обошелиНовосибирск. Высокоепоэтическоенапряже ние чувствовалось издесь. Его центромбыл вто время самещесовсемюныйНовосибирский электротехническийинститут, вкоторомустраивались поэтические праздники, куца собира лись не только сибирские, но и московские, ленинградские поэты, как начинающие, так и маститые. Рядом сЕ. Стюарт, М. Борисовой, Вас. Казанцевым, совершенноне смешиваясь с ними, звучал чистый голос А. Кухно. Он становится постояннымучастником этих популяр нейших в городе поэтическихтурниров. Инетолькоучастником. На 1-мДне поэзии вНЭТИ в 1961 году вместе с академиком Сергеем Соболевым, поэтами Е. Стюарт и И. Фоняковым А. Кухновойдет в состав егожюри. А в 1966-мтамже, вНЭТИ, за книгу «Ранимость» станет лауреатом конкурсаналучший поэтический сборник. Он вообще тогдачасто выходилналюди. У всехна слухубылиего «Рукавички», «Теле граммы», «РекаМолчания», «Аленушка» и, конечноже, «Ранимость». Известность его быс тро росла. Как вспоминал В. Коньяков, «время оттепелипьянилоюныхпоэтов. Поэтическоедыха ние АлександраКухно зачиналось в вольномозоновом пространстве. Весенние мотивы, не приправленные идеологией, непосредственно обращенные кчеловеческомучувству, находи ли встречный токдоверия и любви. Поэзия какмузыкальныйрезонатор поднимала эмоцио нальную энергию народа. Его (Кухно. — А.Г.) поэтическое воображение жило не только чистопесеннойлирикой, ноинапитывалось социальнымираздумьями»1. Определяя отправнуюточкулирики А. Кухно, А. Никульков пишет: «Александр Кух но вошел впоэзиюнатомрубеже, когда психология войнысталауходить впрошлое и начало возрождаться осознание великой ценности личности, когда прорвалась общественная по требность в совершенствовании нетолько социально-политических институтов, но и каждой души человеческой». Идобавляет: «Александр Кухно пришел в поэзиюс чувством полного соответствия эпохи илирики. Он поэт исключительнолирический, причемширокогодиапа зона—отинтимностидо гражданственности»2. Широта этого диапазона хорошо видна и в книге «Ранимость». Правда, не все, даже из друзей-литераторов, признавалиестественность гражданственной интонации встихахКухно. Так, А. Лиханов утверждал, что «в поэзии он был истымлириком, если и былиу него стихи публицистические, открыто гражданские, то сразу ясно становилось—это не его назначе ние, не свой голос пробует»3.Но врядли с нимздесь можно согласиться. По большому счету и «Творчество», и «Ранимость»—тоже ведь произведения открыто гражданские. Как, впро чем, и стихи, посвященные военному детству. Разве лишены онилирического своеобразия, разве с чужого голоса поет в них поэт? Или вот еще одно широко известное стихотворение А. Кухно времен «оттепели» — «Корвет». Оно—о «маленьком человеке», без которого невозможны никакие эпохальные свершения, а вместе с тем и о преемственной связи поколений—«вечном» историческом двигателе. Темы самые что ни на есть гражданские, публицистические и, прямо скажем, не новые. Но авторстихотворения сумел найтидля иххудожественного выраженияромантичес кий образ старого корвета, «в золото лагунынавеки опустившего якоря», который «сам, как памятник героям безымянным». Какой же след оставил он вжитейском море? На могучем водном просторе след быстро растворяется, пропадает в пучине. Но значит ли это, что корабль напрасно бороздил житейский океан, преодолевая шторма и ураганы? Разве не такимижебезымянными«корветами»являются миллионыпростыхлюдей, чейчестный само отверженный труди естьтот след, который остается наземле и будет ориентиромпотомкам? Иразве менее достойны они уважения, нежели те великие деятели, чьи имена сохранила история? Ничто в мире не исчезает без следа, убеждает поэт, просто идет вечное обновление (вспомним, что и вряде стихов о природе звучит у него таже мысль): 1 Коньяков В. Светлая песня. «Сов. Сибирь», 15 апреля 1992 г. 2 Никульков А. Нравственная сила лирики. // Александр Кухно. Слова, зовущие к добру... — Новосибирск, 1981. С. 3-4. 3 О друге. (Из личного архива А. Лиханова).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2