Сибирские огни, 2007, № 4
АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА Ночемдальше, темтруднее становитсяразжигать «поэтическийкостерок»,тем сильнее сопротивлениеслова. Даже сприродой поэтне в силах слиться, какпрежде. Молчит привиде нее его «песенная душа». Поэт винит в томприроду, но ястреб, с которым в стихотворении ведется диалог, сурово осаживает его: дело не в природе, а в самом себе («ты сам ей нынче изменил»)—не равнодушного холодного созерцания, а горячего участия требует природа («За песню—песенная страсть».). Следыэтой болезненной «ломки», итогомкоторойстановится стремительноеличност ное, творческое и гражданское взросление, хорошо заметныво многихпоэтическихпроизве денияхА. Кухно первой половины 1960-х годов. Особенно в тех, где он пытается выразить свое видение поэтического бытия, определить кругцелей и задач творческойличности, свя занной сжизньюобщества. Основнымиже координатами поэтического бытия А. Кухно становятся ранимость и душевноесамосожжение. Казалось бы, ну чтотут особенного—ранимость? Без нее, без способности сопережи вать, остро реагировать на чужую боль и беду как на своюи поэта-то быть не может. Но у А. Кухноранимость из чертыхарактера, свойствадуши, психологическогокачества превра щается взнаковое понятие, впоэтический нерв исимвол. Иеслидо сихпорподразумевалось, чторанимость—одно из начал поэзии, тоА. Кухноширокораздвигает ее горизонты, объяв ляя, что она— «начало всехначал»: Ранимость... Странное какое понятье!.. Это от нее звезда зажглась в степномпокое, пылит и светится жнивье; ипеснюзатеваютлюди, смеются, плачут— все не в лад! — неосторожно любят, судят, низводят и боготворят... Ив нихживет необходимость любить идумать по ночам про эту самую ранимость, что есть начало всех начал. Ранимость болезненноотражается на собственномсердце поэта, но она ипрочно связы вает его с людьми—ему «по одной дороге с ними» и нет для него «иных путей». Рецензируя книгу«Ранимость», И. Фоняков счел этоназвание «вчем-тодерзким, в чем- то полемичным»1.Унекоторых, по словамА. Лиханова, «названиеСашинойкниги—«Рани мость»—вызывало возмущение»2.А коллеги-писатели на одномиз обсуждений и вообще обвинили поэта застихио ранимости в нескромности. Благо, АнатолийНикульков, вступив шись, заявил со свойственной ему категоричной афористичностью: «Чрезмерная скром ность стихов не рождает»3. Хотя и вся-то дерзость, нескромность, полемичность заключа лась лишь в том, что А. Кухно не стал здесь прятаться за спину «лирического героя», а прямымтекстом (какчасто ипоступал в своих поэтических исповедях) выразил самого себя, а «героем» сделалодноиз главныхкачеств собственнойдуши,—но сделалтак, что это стало и фактом настоящейпоэзии, и одним излучших, даже программных его стихов. Мысль о полной творческой самоотдаче тоже не нова. Пастернаковское «цель творче ства— самоотдача, анешумиха, не успех» варьировалось поэтаминаразныелады. Но какое это имеет значение, если речь идет не просто об очередных размышлениях «на тему», а о выражении своегопоэтическогосуществаи самосознания, еслинеобходимосказатьо«прави лах», по которымтебядолжны судитьчитатели. Именноэто, надодумать, идвигалоА. Кухно, когда создавал он еще одно свое «программное» стихотворение «Творчество». Написанное практическиодновременно с«Ранимостью», онои внутренне снимтесно связано. Душевная обнаженность, обостренная, ставшая чутким поэтическимнервомранимость и задачи твор ческие диктует соответствующие, и отношение к слову: Не баловство, не разоренье — то плоть живая 1 «Комсомольская правда», 23 дек. 1965 г. 2 О друге. (Из личного архива А. Лиханова). 3 Макарова Н. Гори, душа!.. Гори высоко!.. Очерк-воспоминание.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2