Сибирские огни, 2007, № 4
На рубеже 1950—1960 годов в поэзии А. Кухно все более усиливается гражданское звучание. И стихотворения «Так слышу», «Кудалетишь, мой другневерный...», и написан ные втуже пору «Телеграммы», «Корвет», «Мыбылидети и недети...», и поэма «Вещь», и ряд других произведений Кухно, включая, конечно, поэму «Море», —тому весьма убеди тельное подтверждение. Но это вовсе не значит, чтоутих, потерялся уА. Кухно голос тонкого проникновенного лирика. Нет, он продолжает звучать, он прекрасно слышен. Вчастности, и в отмеченных В. Тушновой «Дождике» и «Тополе». Триптих «Дождик» очереднойраз убеждает, что природа илюбовь в поэзии Кухно— вещи частотесно сплетенные, взаимопроникающие, способные высечь при этом неожидан нуюобразнуюискру. Итогда обложной, моросящий третий день дождик—«очень тихий, очень грустный»—предстает этакимпечальнымробким влюбленным, который ходит «под окнамилюбимой» «побулыжноймостовой»«самнесвой». Итутже еще одиностанавливаю щий внимание образдождливой осени— «какприспущенные флаги, тяжело висятлисты». Осень и в стихотворении «Тополь». Облетает дерево — «как будто кровля золотая распалась, рухнув с высоты». Здесьтаже, чтои в болеераннемстихе «Ещешумит надОбью лес...», тема «обновления» природы, однако поворот уже несколькоиной. Извечный, есте ственный природный круговорот видится поэту единымжизненнымциклом, где идет поис- тине диалектическое противоборство старого с новым, отживающего с нарождающимся, символом которогои становится сбрасывающийлиствутополь: Но каждый час—единоборство, мгновенье прожитое—бой. Земля с невиданнымупорством живет и борется с собой. На перевале двухдесятилетийАлександр Кухно еще излучал здоровый оптимизм, ма жорное настроение, былполонпесеннойстрасти. Взять хотя быстихотворение «Аленушка», где переплелисьипесенно-лирическая и сказово-сказочная стихии. Или «Березовые колки», где он демонстрирует мастерствопоэтической аллитерации, умение виртуозно обыгрывать определенные звуки или созвучия. Фактически на одном звуке «л» («осколки-«колки»-«пе- репелка»-«без толку»...) построено все стихотворение: .. .Долетела бы— как звездочка—до колка, чтобымилый возле колка ждал недолго, только в поле жнива колет колко, будто каждая былиночка— иголка. ' Не впоследнююочередь благодаря этой звукописилирическая картинасвидания влюб ленных у березового колка посреди сжатого хлебного поля органично вписывается в окру жающийпейзаж. На солнечный мир вокруг А. Кухно еще пытался смотреть «вовсюоткрытыми глаза ми», хотяужеипонимал, что солнцетак «разглядетьнельзя». Ивсеострее давала знать о себе сердечная и душевная боль: «Душаболит... //Незнаюотчего. //Как еж—//сердчишко тычет ся о ребра...» Еслиследоватьбуквальномусмыслу этогостихотворения,томожноподумать, что«душа болит»простооттоскиодиночества, оттого, чтоосталсялетомвгородеодинбезразъехавших ся кто кудадрузей, общение с которыми всегда заряжало еготворческой энергетикой. Но вот какойлюбопытный эпизодприводит в своемочерке-воспоминанииНинаМакарова. «.. .На другой день пришел вредакциюсовсем сумрачный: —Я стал хуже, злее. Мытратимнервы, а общения слюдьми мало. —Не наговаривайте вына себя,—пыталась остановить его. —Яне наговариваю, вызнаете, что люди—психика, характер—меняются в течение семилет. Я сталсовсемдругим. Хотитепрочитатьодинстих?Давнонаписал...—вытащил из кармана бумажку...» Ипрочитал стихотворение «Душа болит...» Втом-тоидело, чтоонменялся, внемпроисходилавнутренняяломка, ондействительно становился «другим». Иеслиназаре своейпоэтическойюности, принимая «чужуюжалость, и боль, ирадость», онбольше «жилдушою», чувством, интуицией, то с наступлениемзрело сти приходило осознание самого себя— человека и творческой личности, окружающего бытия и своегоместа внем. Насколько тернист этот процесс, видно из стихотворения «Мой костерок все шает, шает...». Так поначалу было просто: одну деталь, один штришок заметь—и вспыхнет, как береста, строкоюсхваченный стишок. АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2