Сибирские огни, 2007, № 4

Цветы с тобою—ярче вдвое, с тобоютрепетнейлиства, сильнеедух смолистой хвои, слышнее голос естества. Ине удивительно, чтоуА. Кухномотивамилюбви пронизаныкартиныприроды, а они, в своюочередь, органично входят в еголюбовнуюлирику. Так, лирическое действо «Рука­ вичек» разворачивается нафоне лесной зимней сказки. Полноправным героемстихотворе­ ния «Девушка сМаны» становится горная сибирскаярека, гделирический герой встречает красавицу-смупынку—живое воплощение природной красоты. На образенекойглубокой,таинственнойрекипостроенои одноиз лучшихлирических стихотворенийА. Кухно «РекаМолчания». Заявленный уже в самом названии, образ этот, выражающий «признанье первое влюбви»—в большом сильномчувстве, становится стер­ жневым и связующим, четков тоже время проявляющимпоэтическуюмысль: РекаМолча­ ния, топя в своих водах«слованеверные, случайные, обидытяжкие», течет, неразъединяя, а соединяя влюбленных в цельный организм, следующий в единомжизненномфарватере («И ты идешь со мноюоб руку. //ТечетМолчания река»), < Любопытно, что, опубликованное в сборнике «Незабудокбрызги синие...» в 1958 году, * стихотворение «РекаМолчания»началоскладываться уА. Кухноещетогда, когдаимсамим еще небылисказанысловапризнания влюбви, когдаонпокатолькобегалполеснойтропинке в лагере на свидание к пионервожатой Ольге. Но удивительно развитое в нем от природы поэтическоепредощущение подсказалоначинающемустихотворцунастолькожеоригиналь­ ный, не потерявший и сегодня своей новизны, насколькои глубокий поэтическийобраз. После выходапервой книгиА. Кухно как-то сразу ипочти безоговорочно причислили к «чистым»лирикам. На самомделе этоне совсемтак. Гражданскиемотивызвучату негои в некоторыхраннихпроизведениях. Военные ассоциациивозникают, например, в«туристическом»стихотворении«НаБие». 5 Молодые люди сплавляются по бурной горной реке. Лоцман у них—«в боях закаленный солдат». Он«пеловоенныхдорогах, //икаждый емуподпевал». Иребятамказалось, что«там, затайгою, за синей скалистой горою»ждет их «нетуристский—солдатскийнедолгий при­ вал»». Ассоциация, возможно, и несколько прямолинейна, но не случайна для поэта, чье детство совпало с войной, отголоски которой в 1953 году, когдабыло написано этостихотво­ рение, еще близки. Аначинаетсякнига«Незабудокбрызгисиние...»ивообщеспублицистическогостихот­ ворения, посвященногопамятигероевГражданскойвойны, «Пламядля живых». Поэт созер­ цаетмемориальный памятникполитзаключенным, зверскизамученнымколчаковцами, уста­ новленный в центре Новосибирска, и ему кажется, что эта рука с факелом, рвущаяся из каменной глыбы, передаетэстафетный огонь героическогопрошлого минувших поколений —«живое пламя—дляживых». Графическичеткоочерченное, почтиплакатное, стихотворе­ ние это, конечно, не очень вяжется с акварельнойлирикой большинства остальных стихов сборника. Ивполне можнобыло быотнести егоктемрифмованнымидеологическим«паро­ возам», которыетогда чутьли не вприказномпорядке цепляли кпоэтическимсборникам, но втом-тои дело, чтоА. Кухно оставался здесьтакимже искренним, каки влирике своей. Ине столько, наверное, революционная героика кактаковая егопривлекала, сколькосамо по себе мужество самопожертвования воимя будущихпоколений. Поэтому есть основания полагать, что«поэт и гражданин» вызревали вА. Кухно одно­ временно. Летом 1958 года уА. Кухно завязалась переписка с ЕленойАлександровной Вяловой- Васильевой—вдовой Павла Васильева. Творчество его А. Кухно ценил очень высоко и в силу своихвозможностейпытался представить стихиэтогозамечательногопоэта на страни­ цах «Сибирских огней». Перепискасразуже сталатеплой идружеской, без тени казенщины. «Ваши письма светлое пятно в моей жизни, — писала вдова. — Ведь так мало в жизни встречаешь настоящих, хорошихдрузей»1.Апо поводупосланнойейКухнокнижки«Незабу­ док брызги синие» ЕленаАлександровна вдекабретогоже годамолодому ее авторуписала: «.. .какие теплые, задушевныеВаши стихи, читая эти строчки, делается как-то спокойнее на душе. Сколько любви и ласки вложено в такие произведения, как «Рукавички», «Полным именемзовутебявсереже...». Стихотворение«Влюбомзахолустье...»чем-тонапоминаетмне отрывки из Павловской «Песни о гибели»—видимо, размером. Очень напевно начало от­ рывкаиз поэмы«Тишина»... Мне вашистихидоставили истинное удовольствие»2. Удовольствиедоставляли они не ей одной. А. Кухно все чаще выходит на прямой кон­ такт с читательской аудиторией: выступает передрабочими, школьниками, студентамиНово­ сибирска. А руководитель городского литературного объединения при газете «Молодость Сибири»поэт ижурналистИльяФоняков, недавно приехавший вНовосибирск пораспреде­ лениюпосле окончанияЛенинградскогоуниверситета, безапелляционно заявлял, чтоиз мо- 1 Александр Кухно. Слова, зовущие к добру... — Новосибирск, 1981. С. 312. 2 Там же. С. 312-313. АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2