Сибирские огни, 2007, № 4

АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА Исолнце смеется во все небо, последниельдинки срывая с крыльца. А в стихотворении, посвященномИльеМухачёву, А. Кухно наглядно демонстрирует, как расхожий фразеологизм может стать емким метафорическим образом, помогающим, например, волнообразноедвижение и неумолчный монотонный под ветром гул гигантской лесной массы: «Еще шумит над Обьюлес, Итоску зеленую качая...» (курсив мой. — А.Г.). Суть же этого стиха в том, что щедрая на неповторимые краски и детали природа есть неиссякаемыйисточникпоэтическоговдохновения («Тыпеснюновую, поэт, //найдешь впри­ роде обновленной»!). Прочитываетсямысль этаи в стихотворении «Незабудокбрызги синие...», написанном тогдаже, в середине пятидесятых. Сеще большей силойА. Кухно проявляется внем зорким словеснымживописцем, способным через фокус какой-то остановившей его взгляддетали хорошо, казалось бы, знакомогопейзажа создать полнуюсвежих сочных красоки оттенков поэтическуюкартину, сказать «слово необыкновенное»: Незабудки... То ли выплыли из ручья такие просини, то ли сосны небо выпили— голубую смолку сбросили. Но поэт озабочен не демонстрацией своих способностей. Его художественная задача куда глубжеи значительней: своимпоэтическим словомон стремится приблизитьчеловека к земной красоте, сделать ее неотъемлемой частьючеловеческого существования: Чтоб других за сердце тронули, чтоб пьянили пуще солода день ли синий, сосен кроныли, ранний вечер весь из золота... Чтоб Всегда, в минуту каждую, а не просто — время выдалось! — людям виделась, как важное, красота земная виделась. Пусть в стихах родятся заново и сияют в ночи зимние под сосной, у комля самого, незабудок брызги синие. То, чтоздесь не простодекларация о целях собственноготворчества, вполне естествен­ наядля молодого поэта, доказываетуже само этостихотворение, получившееширокийчита­ тельский резонанс. Идалеконе оно одно. Пословам критикаВиталия Коржева«восхищение и благоговение перед матерью-природой Александр Кухно пронес через всю свою недо­ лгуюжизнь «как песнюлучшуюи как песню обнародовал»1. Ноужетогда, в середине 1950-х,это «восхищение и благоговение»не былочистоэмоци­ ональным и созерцательным. А. Кухно вообще никогда фактически не был той «божьей» лирическойптичкой, которая голосом, данным свыше поет лишьотом, чтовидит. Он и сам в стихотворении «Я знаю власть предубеждений...»(1956) подчеркивает: «Мне мало слов первоначальных, //что сами просятся в строку...». Благоговейного созерцания ему тоже недостаточно. Спервыхже поэтическихшагов(ивышеназванное стихотворениеэтоподтвер­ ждает) А. Кухноосознает необходимость осмысления природного бытия: Не уходи—я должен слушать, Я должен всюпонять ее— Лесов нетронутую душу, Цветов немое бытие. И сразу же поэт приходит к очень важному для себя выводу: без любимого человека природу не услышать и не понять; луч любви помогает высветить ее ярче и глубже: Быть может, власть предубеждений, но без тебя я глух и нем— цветы не дарят откровений инеподсказывают тем. 134 1 Коржев В. Высокое горение. //«Сибирские огни», 1986, № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2