Сибирские огни, 1996, № 5 - 6

После окончания университета В. Коржев оказался по распределению в Сибири, и несколько лет в вузах Барнаула и Новосибирска преподавал зарубежную ли­ тературу и латынь. Для него, родившегося и выросшего в российском Нечерноземье (а это село Петропавлов­ ское Павинского района Костромской области), Сибирь стала поистине «землей неизведанной». Однако к ней,' бескрайней и щедрой этой земле, В. Коржев прикипел навсегда, обретя здесь не только вторую родину, но и свою литературную судьбу. Приход же его в литературную критику в какой-то мере можно считать случайным. «Произошло это, прямо скажу, несколько неожиданно для меня»,— признавался впоследствии и сам писатель. Однажды, в начале 60-х годов, известный ныне поэт и университетский однокаш-. ник Виталия Георгиевича, Станислав Куняев привел В. Коржева в журнал «Сибирские огни» и рекомендо­ вал его как автора тогдашнему зав. отделом критики Н. Яновскому. Первые пробы пера прошли успешно, творческий «механизм» пришел в движение, стал уверен­ но набирать обороты... Тем не менее случайность тут кажущаяся. И прав поэт — «талант есть чудо неслучайное». Критический же — в особенности. Другое дело, что как и всякое чу­ до, он редок. И имеет свою специфику. В чем она? За­ думываясь над этим, В. Коржев в автобиографическом очерке, опубликованном в сборнике «Писатели о себе» (Новосибирск, 1973) писал: «Мне кажется, что буду­ щий критик — это человек, уже в детские и юношеские годы обнаруживший известные литературные способно­ сти, тягу к литературному творчеству». И еще: «Лите­ ратурный критик должен обладать высокоразвитым ху­ дожественным вкусом и чутьем, ...но и являть собой своеобразный симбиоз художника и ученого». Подобного рода взаимопроникновение ученого-иссле- дователя, тонкого знатока предмета, и поэта, художника, сполна ощущается в каждой работе В. Коржева. С од­ ной стороны, блестящее владение критическим анали­ зом, что постоянно доказывал он на примерах конкрет­ ного литературного материала, а с другой — прекрасное понимание психологии творчества. С одной стороны, стремление увидеть «героев» своих исследований в широ­ ком социально-историческом и литературном контексте, а с другой — органическое сочетание широты взгляда и глубины мысли с личностным отношением к тому, о чем 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2