Сибирские огни, 1996, № 5 - 6

кально перевернутый. Немедленно возникла мысль, что «портрет Джоконды — совместный портрет меня и Оль­ ги, как Леонардо и Монны Лизы». Возникшая ассоциация многое поставило на свои места во взбудораженной душе Кружилина, многое по­ могла понять в себе и в мире. Но главное — она окон­ чательно утвердила Александра в убеждении, что он, человек и художник, не отделен от всего, что его окру­ жает, не надмирен, а духовно слитен с тем, что ему близко и дорого, без чего невозможны ни его судьба, ни его картины. О формировании творческой личности, возникающих на этом пути психологических проблемах в литературе писалось не раз. Но автор не побоялся повториться. И мне кажется, что повесть «Изгой» — это тот случай, когда о вещах достаточно знакомых писатель сумел вы­ сказаться по-своему, собственным, запоминающимся го­ лосом. Заложив в качестве идейно-художественной основы мысль о едино-нераздельной связи повседневного бытия и отображающего его искусства, автор избрал и соответ­ ствующую ей стилистику повествования, особенность ко­ торой в том, что взгляд героя-повествователя, от чьего имени ведется рассказ, пропущен через мелкоячеистое сито житейских подробностей и деталей, бытовых сцен и эпизодов, сцепление которых и составляет цельную кар­ тину. Благодаря этому С. Илясову удается очень ясно и зримо передать жизнь современной сибирской глубинки, о чем свидетельствует, например, развернутая сцена свадьбы тещи Кружилина Василисы. В разгульно­ хмельном ее многоголосии, в яркости красок, в колорит­ ности фигур п примет, штрихов народного быта, обыча­ ев — во всей этой сочной живописности есть что-то от картин Сурикова. Острый, точный, цепкий взгляд художника, способ­ ного изобразить «музыку в высшем своем проявлении», ощущается не только в бытовых, но и в производствен­ ных эпизодах, которые органично входят в плоть произ­ ведения. Так же увлекательно показано в повести рождение замысла и развитие художественной мысли, возникно­ вение образа, цвета... Выразить в словах творческое со­ стояние художника — дело очень тонкое и деликатное, грозящее в любой момент обернуться банальностью п 278

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2