Сибирские огни, 1996, № 5 - 6

рывистая, лишенная йедан*йзШ, Но в то же время Пре­ красно знающая свое дело, женщина — всеобщая лю­ бимица, без которой не мыслят себе институтской жиз­ ни ни преподаватели, ни студенты. Конфликт в повести разрешается, в итоге, благопо­ лучно: ученый совет присваивает Хазаровой звание до­ цента, и справедливость вроде бы торжествует, но от этого торжества остается горький осадок — ведь никто из коллег открыто не встал на сторону Анны Расимов­ ны (благо, голосование было тайным). Сказались креп­ ко въевшиеся совковое двоедушие и социальная мими­ крия. И, наверное, долго еще героям повести, олицетво­ ряющим собой немалую часть российской интеллиген­ ции, придется выдавливать в себе по капле не только раба, но и конформиста. Хотя какое-то небольшое дви­ жение в этом направлении героями «Капустника» сдела­ но, и есть надежда. Надо сказать, изображенному Р. Нотманом вузу крупно повезло: в его коллективе оказался такой мощ­ ный стимулятор общественной активности, как Анна Хазарова. Повезло, думаю, и читателям. Не столь уж часто нынче на страницах книг появляются подобные личности: светлые, чистые, нелицемерно-честные, всем своим существом излучающие духовное здоровье. Советское литературоведение называло их «положи­ тельными героями». Но я бы, во-первых, не стал давать героям Нотмана скучно-казенные определения, а во- вторых, делить их по черно-белому принципу. Они — разные. Разные, но — живые. В поступках своих идущие не от литературной схемы, а от суетной и заморочной нашей жизни. И автор в повести «Капустник» это убе­ дительно показал. Сложным отношениям творческой личности с окружа­ ющей обыденностью посвящена повесть Станислава Илясова «Изгой». На первый взгляд, это вполне традиционная «семей­ ная проза» с элементами банального любовного тре­ угольника. Находящиеся в размолвке по причине изме­ ны жены молодые супруги ищут пути к сближению, к воссозданию семьи. Но это лишь видимая часть айсбер­ га. Что же там, в глубине, за фасадом заурядной се­ мейной драмы? Прежде, чем искать ответ, обратим внимание на одно обстоятельство: главный герой Илясова по рабочей сво­ ей профессии и корням — сталевар (сталеварами были 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2