Сибирские огни, 1996, № 5 - 6

нибализМ, хоть и опосредованный... Но если с этакий положением вещей согласиться, можно согласиться тогда и с тем, что люди имеют право есть людей без посредства свиней? Это что же, новая перспектива для народа, для человечества: съесть само себя до послед­ него человека?..» Имеются на то права или нет, но каннибализм в не­ андертальской нынешней жизни, где «все теперь дозво­ лено» новой человекообразной генерации «с развязными инстинктами», не только имеет место, но и расходится, как круги по воде, все шире. Не в самом прямом, ко­ нечно, и буквальном смысле (хотя и сообщения о фак­ тах людоедства, и пирожках с человечиной в криминаль­ ной хронике сегодня тоже, увы, не сенсация). Канни­ бализм начинает процветать прежде всего в сфере человеческих отношений, когда сильный «проглатывает» слабого или же устраняет того, кто встал на дороге его грязного бизнеса. Символом такого вот своеобразного социально-эко­ номического каннибализма и стала в повести А. Астра­ ханцева фирма «Феско». Причем, она не просто жирует в болоте преступного своего промысла, но и рвется к заповедной госсобственности, «а также берет под свою опеку школы, детские дома и детские библиотеки, пото­ му, что государство уже не в силах содержать их». Не успокаиваясь и на этом, «Феско» протягивает цепкие свои щупальца в административные кабинеты, где с по­ трохами покупает одного чиновника за другим, мостя их продажными делами дорогу на вершину властной пирамиды. Но самое удивительное в этом «сне абсурда», где социальный каннибализм и воинствующая бездухов­ ность заявляют о себе с наглой откровенностью, то, что в немалой степени порождены они ложным пониманием демократических перемен. О том, в какие уродливые формы может вылиться такая извращенная демократия, много и с горечью размышляет, высказывая, по всей видимости, сокровенные авторские мысли, герой А. Аст­ раханцева. Повесть называется «Дневник обреченного». Герой- рассказчик, записывающий свои наблюдения над жизнью, действительно обречен: и физически (у него рак), и социально — как не «совпавший» с хищнически­ ми нравами дикого капитализма и попавший в унизи­ тельную зависимость от новых «хозяев жизни». 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2