Сибирские огни, 1996, № 5 - 6
торой верой и правдой служил, автор ударил по рукам. На несколько лимонов пари тянуло, если к оговоренно му сроку успеет. (Не вру. Сам об этом в прессе читал!) Поэтому не будем удивляться некоторой запутанности повествования и возникающему при этом ощущению сродни тому, о каком говорил когда-то уже упоминав шийся Никола-Себастьен де Шамфор: «Большинство произведений, написанных в наше время, наводит на мысль, что они были склеены за один день из книг, прочитанных накануне». Строгий читатель, понимающий толк в литературе, после всего сказанного мной о Духнове может меня упрекнуть: стоило ли, мол, тратить порох и ломать копья; пусть все это потребляет тот, кому нравится, кто ничего другого воспринимать не способен. Каждому — свое... С одной стороны, оно, конечно, так: на спрос есть предложение, и пусть изготовители «чернухи» сами со своим потребителем разбираются. Но с другой... А с другой стороны, идет агрессивная экспансия в нашу культуру такого рода чтива, которое, к несчастью, не просто сосуществует с другими видами словесности, не выходя за рамки своего круга, а все настойчивее на чинает претендовать на законодателя мод и роль «ис тинной» литературы. Об этом недвусмысленно дает понять безудержная реклама и самореклама авторов «духновского» толка, которые объявляются «замеча тельными писателями», «большими талантами», «масте рами» и т. д. Или такой вот любопытный факт, почерп нутый мной из хроники суперсерии «Русский криминал», издаваемой новосибирским издательством «Мангазея» (здесь, кстати, вышел первый сборник повестей А. Дух- нова и готовится второй): оказывается, еще год назад проведены Первые «Духновские чтения» (далеко не все классики таким вниманием к их творчеству могут по хвастаться). А местом проведения «было избрано одно из исправительно-трудовых учреждений... с целью при общения контингента к литературе, пробуждения у него желания читать и размышлять о прочитанном». «Самое им там и место!»— узнав об этом, хотелось мне поначалу воскликнуть, но тут же подумалось: а, собственно, почему? Почему оступившиеся в жизни лю ди свое приобщение к литературе должны начинать не с произведений, способных дать толчок к нравственно му очищению и духовному возрождению, а с антихудо 266
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2