Сибирские огни, 1996, № 5 - 6

на несколько часов способен один автоматчик. Зашел в диспетчерскую и расстрелял рожок в щит...» Не скажу, что выписанная А. Духновым атмосфера большого города, в которой живут и действуют его пер­ сонажи, далека от реальности. Как раз нет. И мили­ цейские сводки, которыми пестрит наша пресса, наводя ужас и тоску на обывателя, и которыми очень охотно пользуется в произведениях своих А. Духнов, это под­ твердят. Дело, однако, в том, что уголовная хроника, подобно сильнодействующему ядохимикату, требует очень осто­ рожного с собой обращения. Переизбыток ее, передози­ ровка при отсутствии необходимого художественного осмысления может привести к эстетическим искажениям и уродливым литературным мутациям, что, собственно, в произведениях А. Духнова и происходит. А. Духнов пробует себя в разных жанрах: крими­ нальный боевик, ужасы, мистика, фэнтези... Однако «запах гнилой капусты и запах спермы» не выветрива­ ется нигде. Разве что добавляется к нему дух мертве­ чины. Особенно насыщен и тяжел он в фантастическо-мис- тическом «ужастике» под названием «Заельцовское кладбище», где рассказывается леденящая кровь исто­ рия о хирурге, превращающемся в живого мертвеца, в вампира. Оперируя одного из больных с рваной раной живота, врач обнаруживает в его внутренностях стран­ ное существо, похожее на огромного паука. Уколовшись от неожиданности хирургической иглой, герой повести, видимо, заражается какой-то потусторонней инфекцией, и с этого момента с ним начинают происходить неве­ роятные вещи. Он выискивает жертвы, которые затем насилует и убивает, наслаждаясь при этом сильнейшим оргазмом, но все это совершается помимо его воли: «...Не я управлял своими поступками. Меня превратили в зомби. А командовала членистоногая тварь в моем животе (переселилась в хирурга после контакта и опе­ рируемым— Г. А.). Не мой это был голод, а ее». Такой вот мертвецкий ужас. Хотя начитанному чело­ веку бояться тут, в общсм-то, нечего, поскольку нечто подобное встречал он неоднократно в произведениях других, особливо иностранных авторов. Ведь легенды о ходячих мертвецах и вампирах литературой и кине­ матографом давно освоены. И, в принципе, в своем «За- ельцовском кладбище» А. Духнов только слепщ интер­ 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2