Сибирские огни, 1996, № 5 - 6
«ёсеіѵіи» грошовые ваучеры — по моему сйету, в сумме стоившие 1,5% ('■) национального богатства и осталь ное распродали — тем, у кого на это деньги почему-то есть. И стали потихоньку разъяснять, что все никак не могут быть собственниками... Но поезд уже ушел, Чу байсовская приватизация уже получила на начальном этапе массовую поддержку, без которой она попросту не состоялась бы... Это обман № 1. Обман № 2. Помните, был в газе тах шум насчет того, что альтернативы частной собст венности нет, госпредприятия повсюду в мире показали свою абсолютную неэффективность и т. д.? Так вот, это было тоже вранье. В мире полно предприятий с общественной (как групповой, акционерной, так и с групповой, кооперативной, и с групповой «нейтрализо ванной») собственностью, так и с государственной. Да, сейчас действительно прошла повсюду волна денацио нализации. Но уже не первая после 1925 года и — на каком этапе, простите, она возникла? Вот в чем все и дело! Мир прошел через минимум две (а в странах, в той или иной степени задетых то талитаризмом— через три!) волны национализации. Потому что это — не путь к максимальной эффектив ности производства, это путь к распространению благо денствия «вширь», на массы. Другого пути мир не на шел! И «благоденствизация общества» вплоть до дос тигнутого уже во многих странах всеобщего благоден ствия лежит именно через обобществление экономики, сильную социальную политику и т. д. Гайдар и К° (как и их коллеги в бывших «братских странах социализма») пытались схватить страну за ши ворот и на ходу вскочить в идущий на полном ходу поезд к благоденствию, держа страну в руке. И попали, как того и следовало ожидать, под колеса. Сорвались. Ну, сами они сумели отскочить в сторонку, а вот мы все... Сами знаете. А добрести до начальной станции, там вскарабкать ся на стоящий поезд и проехать все остановки они не захотели. Вот и... Потому что поезд этот проходит и остановки «ренационализации», и «государственного ре гулирования», и «социального рыночного хозяйства» и только ближе к концу маршрута попадается остановка «нео-либеральная модель»! Потому страна и не может преодолеть спад, что не на месте оказалась. И откат влево, общий для всех стран, избравших нео-либераль- 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2