Сибирские огни, 1996, № 5 - 6

«ёсеіѵіи» грошовые ваучеры — по моему сйету, в сумме стоившие 1,5% ('■) национального богатства и осталь­ ное распродали — тем, у кого на это деньги почему-то есть. И стали потихоньку разъяснять, что все никак не могут быть собственниками... Но поезд уже ушел, Чу­ байсовская приватизация уже получила на начальном этапе массовую поддержку, без которой она попросту не состоялась бы... Это обман № 1. Обман № 2. Помните, был в газе­ тах шум насчет того, что альтернативы частной собст­ венности нет, госпредприятия повсюду в мире показали свою абсолютную неэффективность и т. д.? Так вот, это было тоже вранье. В мире полно предприятий с общественной (как групповой, акционерной, так и с групповой, кооперативной, и с групповой «нейтрализо­ ванной») собственностью, так и с государственной. Да, сейчас действительно прошла повсюду волна денацио­ нализации. Но уже не первая после 1925 года и — на каком этапе, простите, она возникла? Вот в чем все и дело! Мир прошел через минимум две (а в странах, в той или иной степени задетых то­ талитаризмом— через три!) волны национализации. Потому что это — не путь к максимальной эффектив­ ности производства, это путь к распространению благо­ денствия «вширь», на массы. Другого пути мир не на­ шел! И «благоденствизация общества» вплоть до дос­ тигнутого уже во многих странах всеобщего благоден­ ствия лежит именно через обобществление экономики, сильную социальную политику и т. д. Гайдар и К° (как и их коллеги в бывших «братских странах социализма») пытались схватить страну за ши­ ворот и на ходу вскочить в идущий на полном ходу поезд к благоденствию, держа страну в руке. И попали, как того и следовало ожидать, под колеса. Сорвались. Ну, сами они сумели отскочить в сторонку, а вот мы все... Сами знаете. А добрести до начальной станции, там вскарабкать­ ся на стоящий поезд и проехать все остановки они не захотели. Вот и... Потому что поезд этот проходит и остановки «ренационализации», и «государственного ре­ гулирования», и «социального рыночного хозяйства» и только ближе к концу маршрута попадается остановка «нео-либеральная модель»! Потому страна и не может преодолеть спад, что не на месте оказалась. И откат влево, общий для всех стран, избравших нео-либераль- 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2