Сибирские огни, 1996, № 1 - 4

верку и «светлое будущее», и «рай на земле», обещанный больше­ виками, оказался таким же «золотым миражом», правда, еще и с кровавым отливом расстрелянных в чекистских подвалах и заму­ ченных в гулаговских лагерях ни в чем не повинных людей. Место действия значительной части повествования В. Привали- хина — сибирская тайга. Антураж уже сам по себе очень благодат­ ный. И автор^ его, конечно, использует. Тонко, умело, не пересали­ вая экзотикой. Но вот какую в тайге самую примечательную де­ таль обнаруживает историк Зимин: сохранившиеся то тут, то там в прекрасном состоянии гулаговские лагеря, готовые хоть сейчас принять новые партии заключенных. А сие уже не мираж, а злове­ ще-предупреждающая реальность. Как и Садыров, Привалихин строит свое произведение на доку­ ментальном фундаменте, что, несомненно, придает ему прочную достоверность. Однако, в отличие от «Императора», где архивно­ фактографическая арматура выпирает из всех стен и углов, в «Зо- лотом мираже» документ весьма органично входит в художествен­ ную плоть романа. О литературном мастерстве автора романа «Золотой мираж» сле­ дует сказать особо. Оно чувствуется во всем. И в психологически точных, зримых образах героев произведения (как исторических, так и современных), и в умении создать напряженную атмосферу повествования, но и в том тоже, что, при всей своей композицион­ ной сложности и многомерности, роман тем не менее не выглядит ни запутанным, ни громоздким. А если учесть, что и с языком ав­ тор вполне в ладах — знает вкус слова и чувствует меру, пишет красками сочными, колоритными, но не аляповатыми — то станет вполне понятным, почему «Золотой мираж» читается на одном дыхании. И надолго оседает в памяти, заставляет задуматься о том, как многое, оказывается, в нашей сегодняшней жизни уходит корнями в трагическое прошлое, Окончание следует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2