Сибирские огни, 1996, № 1 - 4
«Найдутся ли живительные силы, чтобы поднять ее со смертно го одра? Оздоровеет ли когда несчастная родина?» — задается во просом один из героев повести и не находит ответа. Мы и сегодня не можем на него ответить. Как и на другой, прозвучавший в финале рассказа В. Макшеева «Скажи, отец»: «Ты верил в Россию, ты учил меня верить в нее. Что ты ду мал, прощаясь с жизнью? Что сказал бы перед смертью? Верить ли в Россию? Скажи, отец, верить ли?» Оба эти вопроса обращены и к нам, читателям. Верить ли?.. Надеяться ли?.. ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА РЕКЕ ВРЕМЕНИ Тема освоения былого в художественной литературе обычно связывается с произведениями эпического плана. Да и как иначе, если вектор традиции советской исторической прозы был направлен именно в эту сторону. Пожалуй, лишь В. Пикуль, позволявший себе авантюрно-приключенческие экскурсы в прошлое, не совпадал с ним. Не была исключением и проза Сибири: если вспомнить, напри мер, «Емельяна Пугачева» Вяч. Шишкова, «Даурию» К. Седых, «Соленую Падь» С. Залыгина, «Я пришел дать вам волю» В. Шук шина, цикл об освоении Дальнего Востока Н. Задорнова, или ряд произведений авторов помельче, то окажется, что все они написаны в эпическом ключе. Но сегодня, похоже, вектор сместился: все реже книги на ис торическую тематику облачены в строгий эпический фрак, все чаще они в свободного покроя костюме искателя приключений. Хорошо это или нет, с точки зрения чистоты жанра,— разговор особый, тео ретический. Я же хочу посмотреть, как это выглядит практически. А картина тут вырисовывается довольно пестрая. И материал исторический весьма разнообразный, и. осваивают его авторы по- разному. По пути великих морских путешествий и корсарских набегов идет в романе «Федька-зуёк — пират Ее Величества» Т. Дж . Креве оф Барнстейпл. Пусть не смущает читателей сложное иностранное имя автора. Открою «страшную» тайну: это псевдоним, за которым скрылся сибирский писатель Николай Курочкин. В аннотации к книге говорится: «В этом романе удачно соче тается то, что обычно вытесняет друг друга: лихо закрученный сюжет — и историческая точность деталей, достоверность психоло гии персонажей — и экзотика дальних путешествий». Насколько же данное предуведомление соответствует реальному содержанию книги? В основе романа лежит удивительная история юноши-помора, волею судьбы и трагических обстоятельств (царские опричники убили его родных, сожгли деревню, в которой жил, и вынудили бежать за границу) оказавшегося в Англии, где был он замечен и обласкан не кем-нибудь, а знаменитым пиратом Фрэнсисом Дрей- ком, верным другом и помощником коего впоследствии он стал. Автор описывает несколько путешествий Дрейка, в том числе и его знаменитое кругосветное плавание на «Золотой лани». Опи сывает со знанием дела, тщательно воспроизводя (совершенно пра ва тут аннотация) атмосферу шестнадцатого века, характерного не только великими географическими открытиями, но и расцветом пиратства и инквизиции, детали и подробности повседневной жизни 267
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2