Сибирские огни, 1996, № 1 - 4

прозе качественно новое. А потому и не отпускает чувство, что по­ добного рода одиночные литературные «выстрелы» уже не способ­ ны сражать читательские сердца. ПЕПЕЛ АФГАНА СТУЧИТ В МОЕ СЕРДЦЕ! Выше мы вели разговор о произведениях, посвященных Великой Отечественной войне. Но не надо забывать, что военная тема в литературе и искусстве вообще одна из самых вечных. Да и как иначе, если человечество с момента зарождения находится в сос­ тоянии перманентной войны то в одной точке земного шара, то в другой. Вторая мировая закончилась 50 лет назад, а сколько уже за эти полвека успело вспыхнуть и погаснуть локальных вооружен­ ных конфликтов! В том числе и тех, где участвовало российское оружие. Из них самый крупный и памятный, конечно,— Афганистан. Десять лет пробыли там наши войска. Почти пятнадцать тысяч (по официальным данным) солдатских жизней стоило нам это при­ сутствие. Целое поколение молодых людей стало «афганцами» — людьми особой судьбы, психологии, отношения к жизни, обществу и государству, которое бросило их недрогнувшей рукой в бойню на чужую землю за чужие интересы. Но вот примечательно: до сих пор «афганский излом» настоя­ щего художественного осмысления не обрел ни в литературе, ни в искусстве. И по сей день, хотя с момента вывода оттуда «ограни­ ченного контингента» прошло семь лет. Афганистан звучит все больше в полусамодеятельных романтических шлягерах различных попгрупп типа «Голубые береты» или отдельных бардов. Что каса­ ется прозаических произведений на эту тему, то их, пожалуй, и двух десятков в общей сложности не наберется. Да и те в боль­ шинстве своем оставляют желать лучшего. Почему так получилось — я не знаю. Сначала, конечно, нельзя было о «странной» войне рассказывать правду. Но давно все мож­ но, а «воз» афганской темы фактически и ныне там — почти ни од­ ного по-настоящему художественно значимого произведения. В том числе и у авторов-снбиряков, хотя афганская земля щедро полита кровью наших ребят. Мне, во всяком случае, удалось в последнее время прочитать об этом всего две вещи: повесть Игоря Ноздрина «Гори, гори, моя звезда!» и рассказ Светланы Киселевой «Мой муж герой Афганистана». И. Ноздрин рассказывает о трагической судьбе одного из под­ разделений «ограниченного контингента». Взвод воинов-интернацно- налистов брошен для подкрепления окруженному душманами фор­ ту. Но по дороге происходит два ЧП: сердечный приступ у ком­ взвода и поломка машины, на которой спешит на помощь взвод. По приказу базы, оставив лейтенанта с двумя солдатами дожидать­ ся транспорта, остальные, под командованием сержанта, дабы не терять дорогого времени, совершают напрямую через горы марш- бросок. Но сбиваются с пути и выходят совсем к другому кишла­ ку. Здесь взвод напоролся на душманов и в неравном бою поги­ бает. Весьма благодатный материал не только для боевика, произве­ дения приключенческого, но и очень серьезной прозы о войне. Впрочем, границы тут весьма условны. Как же распорядился им автор? А так, что для вещи приключен­ ческой не хватило, как ни странно, несмотря на горы трупов, реки 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2