Сибирские огни, 1996, № 1 - 4
Автор показывает, какой это изнурительный труд, отягощенный и тому же бытовой неустроенностью, физическими лишениями, болез нями, А молодость, естественно, мечтает совсем о другом... Уж, казалось бы, чего только не написано о войне! А вот поди ж ты — новую, фактически неизвестную страничку ее открыла М. Корякина. Тем рассказ прежде всего и интересен. Увы, гораздо меньшую ценность представляет он как произведе ние художественное. По форме это нечто вроде безыскусных страничек из девичьего дневника героини, от лица которой ведется рассказ. Такая манера поначалу даже подкупает, но вскоре оборачивается какой-то судо рожной поспешностью, скомканностью и невнятностью. Автор, прав да, пытается осмыслить жизнь своей героини с высоты нынешних лет, но делает это тоже торопливо, касательно, а потому и неглу боко. Все сказанное оставляет после прочтения чувство неудовлет воренности: хороший материал не нашел соответствующего худо жественного воплощения. По материалу довольно неожиданен и рассказ Ивана Уразова «Светилась, падая, ракета», который поведал нам о военных музы кантах — людях на фронтовых дорогах также весьма экзотичных. Не мудрствуя, И. Уразов заострил внимание на одном из эпизодов великой войны. Одном из тысяч. И, вероятно, далеко не самом примечательном. Однако с первых же абзацев видно, что пишет че ловек не только бывалый, знающий о войне из первых рук, но и умеющий ее в зримых, конкретных запоминающихся деталях по казать. Только, показалось мне, глубины фокуса недостает. А пото му изображение скорее не глубинно-художественное, а поверхност- но-репортажное. Если в названных выше произведениях М, Корякиной и И. Ура зова элемент новизны несомненно присутствует, то обнаружить его в рассказе Валентина Решетько «Вернулся» вряд ли удастся. А фа була его такова. Конец войны. Победа. В одной из деревень на Васюганье ждут возвращения с фронта своих мужиков. И вот на конец-то прибывает рейсовый пароход, на борту которого сельчане надеются увидеть кто сына, кто мужа, брата или отца. Но сходит с него один-единственный солдат... Дальше пересказывать нет смысла, потому что самое неожидан ное уже произошло, и следует описание долгого многочасового за столья, радости общения вернувшегося домой Павла Иванова с домом, семьей, деревней. Ну а ближе к финалу у соскучившегося по плотницкой работе и из желания как-то помочь обезмужичевшей деревне главного героя вызревает идея «деревню нарядить, чтоб как невеста была», или, проще говоря, поправить изгороди у вдов, отремонтировать калитки и т. п. Солдат с энтузиазмом берется за топор... Прекрасно, конечно, но как-то очень уж искусственно. Слишком уж этот розовый сквозь мрачные тучи суровой обыденности пафос — в духе классического соцреализма, требовавшего наличия положи тельного героя и радостного света в конце тоннеля. Да и давно все это «военной» прозой «отработано», давно стало пещерным анахронизмом. Впрочем, дело не только в подслащенном пафосе. Смесь кондо- вости с литературщиной, которой отличается стиль рассказа В. Ре шетько, еще больше усиливают ощущение его вторичности. Да и, откровенно говоря, не только одного его. По большому счету рассказы М. Корякиной и И. Уразова также трудно рас сматривать как нечто совершенно самостоятельное и в «военной^ 260
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2