Сибирские огни, 1996, № 1 - 4

совестное и по-своему честнейшее извлечение всех неблагоприятных и даже отвратительных следствий предоставления свободы в сфере идеологии не писателю, не музыканту, не творцу, а — капиталу. Сня­ тие всякого государственного и общественного контроля за качест­ вом идеологической продукции быстро и неизбежно привело к тому, что в нашем обществе стали безраздельно господствовать вку­ сы, наиболее отвечающие этому курсу — инфантильные убогие вку­ сы плохо воспитанного (мягко говоря) подростка, требующего не­ ограниченной свободы при отсутствии ответственности! При отсут­ ствии малейшего предвидения последствий своих поступков. А возможно ли построить хотя бы и рыночное — да любое! — об­ щество на таких основаниях? Конечно же, нет. Прибыль тут — да, можно извлечь максимальную: такие книги и такие фильмы, какие заполняют сегодня экраны и прилавки, все­ гда продадутся хорошо. Но если мы хотим иметь общество с будущим (вовсе необяза­ тельно «светлым», но хоть каким-нибудь), нам надо отобрать сво­ боду у книготорговца и дать ее писателю, надо отобрать ее у не сумевшего ею воспользоваться на благо общества кинопродюсера и отдать ее режиссеру. Иначе... Одно поколение мы, Россия, считай, на этой свободе от ответственности уже потеряли. Не дай нам Бог потерять остальные! Так что, скажете вы, автор за цензуру и против свободы? Знаете, я не ренегат. У меня в прошлом нет таких убеждений, от которых надо отрекаться, чтобы сохранить власть. И цензура ме­ ня лично неоднократно топтала — как предварительно, выкидывая из моих книг повести и рассказы, так и постфактум— пуская под нож сборники с моим участием. Поэтому я имею моральное право ска­ зать вслух и публично: «Да, я за цензуру. Но не над творцом, а над продавцом. И жесткую!» 10 И под занавес — еще о Сибири и областничестве. Когда в октябре 1993 года Виталий Муха попытался провозгла­ сить «Сибирскую республику» — я был против. Сегодня я говорю: «Если в Сибири поставят барьеры на пути бульварщины к чита­ телю и зрителю, а в России — нет, если в Сибири ренегатов оттес­ нят от власти, а в России — нет, если в России по-прежнему власти будут считать, что по-прежнему могут позволить «свободно скла­ дываться» в ресурсопроизводящей (и дающей львиную долю экспорт­ ной выручки страны) Сибири более низкому жизненному уровню, чем в Европейской России, где «потребительская корзина» дешевле, чем в Сибири — я скажу: «Я — за самую широкую автономию Си­ бири, и даже за экономическую независимость ее!» И мне плевать, как это будет называться: сепаратизм или «областничество» или еще как-нибудь. Как говаривал мудрейший Дэн Сяопин: «Мне все равно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». А в следующий раз я намерен вспомнить о той давней поре, ког­ да я был «руководителем группы экономических исследований»— и порассуждать о том, почему экономике Сибири противопоказана свобода рынка и в какой мере. И что ей «показано*. 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2