Сибирские огни, 1996, № 1 - 4
циализма!) и увидел зловещий консерватизм этой «ячейки». Он от крыто называл себя «социалистом» и не стеснялся при этом обличать недостатки и пороки «реального социализма» тех лет. Он был чело век — прежде всего — непоколебимо честный. И имел смелость до думывать до конца свои мысли — А. И. Герцен называл это свойст во, нечастое в обществе, «мужеством консеквентное™». Потому и пользовался в Сибири, отлично знающей это по всей его деятель ности, громаднейшим уважением. Потому ему и предлагали выс шие посты в новорожденном сибирском государстве. Потому он 0 1 них и отказался наотрез. 8 Но вернемся к сегодняшней России. Итак, чтобы что-то (хоть что-то!) в ней понять, надобно исследовать поведение и психику ти пичного, рядового ренегата. Что ж, попытаемся. Итак.., Особенность номер один. Ренегат никогда до конца не уверен, достаточно ли он отмеже вался от своего прошлого или нет. В нем нет компаса, твердо ука- зущего: вот верный курс! Потому что этот компас есть, в конеч ном счете, не что иное как внутренняя убежденность. А какая внут ренняя убежденность у ренегата? У него она — по определению — только внешняя. А внешняя веры в верность взятого курса не при дает. Это как в религии: новообращенные весьма часто бывали «большими католиками, чем сам Папа». С водой ренегат склонен выплескивать и ребенка — чтобы, не дай Бог, там в ванне помоев не осталось. Потому то и дело перегибы и шараханья... Особенность номер два. Ренегат всегда выискивает внешнего врага, мешающего ему пре творить в жизнь программу — теперь уже свою. Почему? Да пото му, что не может видеть недочеты этой — внешней для него — программы, ибо для этого надо смотреть на нее изнутри! Гак рене гат 1936 года — коммунист снаружи и непреодоленный мелкий бур жуа внутри — видел всюду «вредительство». Так ренегат 1995 го да — либерал снаружи и непреодоленный большевик внутри — всю ду видит чьи-то происки: номенклатуры, жидомасонов и т. д. Кстата, это, очевидно, один из важнейших факторов успеха наци онал-патриотов в сегодняшней России: наличие большого числа лю дей, склонных к упрощенчеству, к объяснению всех бед одной при чиной... (Тут уж в принципе безразлично, какой именно: жидома сонским заговором или происками ЦРУ, русофобией или водкой. Важно, что причина всех бед — одна, вот она! Поднатужимся, спра вимся— и заживем!) Не заживем, ребята. Бед множество и причин у них множество. И те кто эти беды нам ради своего «навару» организовал, только порадуется, что мы все беды одной причиной объясняем — а значит, его не называем, не трогаем, не замечаем, и можно дальше орудо вать почти спокойно. Ребята, сколько ни называй коклюш раком кашлять от этого меньше не станешь! Болезнь не проходит, если ее назовешь иначе. Собственно, этот «поиск врага» — другое проявление того же .отсутствия «компаса» внутренней убежденности. Особенность номер три. Ренегат видит мир дальтонически: унаследованное от коммуни 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2