Сибирские огни, 1996, № 1 - 4

резким звукам, сейчас он не слышит и не видит ни мое­ го прихода, ни дребезжания катаемых капельниц. На этй короткое время отвлечения души он даже не чувствует боли. Я стою рядом. «Распятого за ны при Понтийстем Пилате...» Тот тоже страдал. Тяжкими, изматывающими, отупляющими головными болями. И, наверное, не было у него таких вот минут, не мог или не верил, или, в жал­ кой гордости своей не обращался к Высшему, или —не позволяла тяжесть содеянного... Трудно сказать. Вот он уже поворачивается ко мне, глаза, чуть посветлевшие, снова заметно мутнеют от бо­ ли, и мы снова в палате, и я —врач, исповедующий не душу, а тело, облегчающий страдания принесением стра­ даний—таких же болезненных процедур... И я додумы­ ваюсь до того, что самым успешным практиком бывает палач. И, хотя я давно покрыт черствой коркой привычки, я тысячу раз переболел вместе с ними. Кому же, все-та­ ки, легче умирать: взрослым или детям? Не дай вам Бог так часто видеть, как умирает ребенок, это самое тяж­ кое. Но душе его, не успевшей крепко привязаться к этому нелепому бытию, легче, пожалуй, уходить обрат­ но, в тот мир, который ею не так давно покинут. А взрослому... Как дереву, успевшему пустить глубо­ кие корни, срастись, сцепиться с матерью-землей, оста­ вить сотни дел, привязанностей, близких и детей своих, призвание свое оставить... А если еще и сознательно, как мой подопечный, спасая чужого, неизвестного—сгореть, почти заживо сгореть самому... Вот и Он, Иисус,— не младенцем ведь невинным ушел, не агнцем, а в расцвете —сам... * * * « З н а ю щ и й д р у г и х — у м е н , з н а ю щ и й с е б я — м у д р » , — у т в е р ж д а л м у д р е ц . А — з н а ю щ и й д р у г и х , к а к с е б я ? ! Б ы ~ в а е т л и т а к о й « в ч е л о в е к а х » ? * * * Достойно наградить добродетель и достойно пока­ рать недостойных —божественная привилегия. 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2