Сибирские огни, 1996, № 1 - 4

Выделим обозримое множество способов осмысления мирового развития последних столетий, в которых соци­ альные проблемы общества имеют различный ценност­ ный смысл. Либерально-экономическая концепция базируется на ценностях рыночной экономики, частной собственности, предпринимательства, конкуренции и экономического богатства в денежной форме. Эта концепция постулиру­ ет неизбежность мирового (мондиалистского) порядка Денег, в котором будут свои победители и побежденные, то есть своего рода вариант классового антагонизма или социального дарвинизма для грядущего третьего тыся­ челетия. Естественно, что в этой концептуализации по­ беждают сильнейшие и наиболее приспособленные к по­ рядку Денег. Геополитическая концепция базируется на ценностях планетарно-соизмеримых геопространств и борьбе госу­ дарственно-политической власти за мировое лидерство на геопространствах планеты (материковых, океаниче­ ских, атмосферных и ближне-космических). Эта концеп­ ция постулирует самоценность территориальной целост­ ности стран, вмещающих этносы и суперэтносы, органи­ зованные государственно-политическим образом. В этой концептуализации воли и сласти естественно быть ми­ ровым лидером и геополитическим центром планеты. Духовно-конфессиональная концепция базируется на ценностях мировых религий, для которых естественно стремиться к ограничению экономической и политиче­ ской власти атеистов. Рационально-сайентистская (технократическая) кон­ цепция базируется на ценностях рационального позна­ ния Универсума, превращения его результатов в плане­ тарную технику, в искусственные системы жизнеобеспе­ чения. Этой концептуализации свойственно выделять в человечестве традиционные общества, отставшие навсег­ да от лидеров постиндустриального информационного общества. Культурологическая концепция основана на самоцеш ности историко-культурных типов (культур и цивилиза­ ций), которые в мире будущего трансформируются в полицентрическую геоцивилизацию мирового масштаба. Здесь самоценны дифференцированные культуры, аут­ сайдерами же мирового развития оказываются отчуж­ денные от культурных ценностей современные варвары. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2