Сибирские огни, 1996, № 1 - 4

А. А. ГОРДИЕНКО, кандидат философских наук, зам. директора Института права СО РАН Стратегия народной реформы Нынешние руководители Российского государства, исходя из либеральной концепции, много сделали для упразднения государственного регулирования. Практи­ чески утрачены важнейшие, особенно в переходном об­ ществе, функции государства, такие, как ориентацион­ но-координационные и правовая, а также концептуаль­ но-управленческая. То ли копируя Центр, то ли реали­ зуя свои узко понятые интересы, региональные элиты часто идут в фарватере политики Москвы. Однако су­ ществуют определенные аспекты государственности, ко­ торые реализуются только в регионах. Они связаны с развитием и организацией самодеятельности населе­ ния, проживающего на территории. Однако для того, чтобы приступить к такой полити­ ке, необходимо отказаться от сложившихся стереотипов новой «демократической» концептуализации обществен­ ной жизни, суть которой в том, что возможно индивиду­ альное (или групповое) спасение или процветание в современной России. Такая концептуализация основы­ вается на идее индивидуального или корпоративного процветания-благоденствия и благосостояния. В усло­ виях стабильно развивающейся экономики, возможно, такая идея и могла бы содействовать обретению населе­ нием воодушевляющего смысла жизни и тем самым сти­ мулировала бы созидательные процессы, формировала бы сильный тип мотивации. Однако в условиях развала народного хозяйства, обнищания большинства населе­ ния, когда вопрос стоит о выживании России как само­ бытной страны, по-видимому, большим мобилизующим потенциалом обладает идея регионально-государствен­ ного и федерально-государственного благосостояния всех групп и слоев самодеятельного населения в целом. Можно спорить о том, эффективна рыночная или кол­ лективистская мотивация, однако очевидно, что осуще­ ствляемые в России реформы не стали национальными

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2