Сибирские огни, 1996, № 1 - 4
А. А. ГОРДИЕНКО, кандидат философских наук, зам. директора Института права СО РАН Стратегия народной реформы Нынешние руководители Российского государства, исходя из либеральной концепции, много сделали для упразднения государственного регулирования. Практи чески утрачены важнейшие, особенно в переходном об ществе, функции государства, такие, как ориентацион но-координационные и правовая, а также концептуаль но-управленческая. То ли копируя Центр, то ли реали зуя свои узко понятые интересы, региональные элиты часто идут в фарватере политики Москвы. Однако су ществуют определенные аспекты государственности, ко торые реализуются только в регионах. Они связаны с развитием и организацией самодеятельности населе ния, проживающего на территории. Однако для того, чтобы приступить к такой полити ке, необходимо отказаться от сложившихся стереотипов новой «демократической» концептуализации обществен ной жизни, суть которой в том, что возможно индивиду альное (или групповое) спасение или процветание в современной России. Такая концептуализация основы вается на идее индивидуального или корпоративного процветания-благоденствия и благосостояния. В усло виях стабильно развивающейся экономики, возможно, такая идея и могла бы содействовать обретению населе нием воодушевляющего смысла жизни и тем самым сти мулировала бы созидательные процессы, формировала бы сильный тип мотивации. Однако в условиях развала народного хозяйства, обнищания большинства населе ния, когда вопрос стоит о выживании России как само бытной страны, по-видимому, большим мобилизующим потенциалом обладает идея регионально-государствен ного и федерально-государственного благосостояния всех групп и слоев самодеятельного населения в целом. Можно спорить о том, эффективна рыночная или кол лективистская мотивация, однако очевидно, что осуще ствляемые в России реформы не стали национальными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2