Сибирские огни, 1995, № 1 - 6

было у нас правителей. А роды наши живут обособленно: одних звать поляне, других — северяне, третьих — древляне, но все они суть русичи, от Русколани, и не имеют различий, как, например, сумь, весь и чудь. А когда через тысячу лет пришла на Русь усобица, произошел раздел, мы лишились самостоятельности и стали в рабстве у чужих работать: сперва у готов, которые крепко нас драли, а потом у хазарян, которые объявились с каганом. И все то — из-за нерадения нашего. Попервости чужие вступили гостями на Русь и поначалу были велеречивыми, а потом стали злыми и русичей притеснять стали. Те и сказали: «Если уйдем с Дуная, то вольную жизнь обретем. Мы ведь великие сироты, рука божеская отвратилась от нас, и потому тысячу двести лет не могла сотвориться Русь. Вот пришли враги и забрали все. Начнем сызнова, Великую Русь сотворим на полуночи, раз тут не имеем возможности, в лесах Ильмерских сотворим. А где Киев — там счастья мало: там уселись варяги, они суть хищники». Повел Святояр жи... Да узрим зраками телесными того боярина Гордыню нашего, который поразил готов со Скотичем... А было то славное деяние от прихода славянского люда на Русь в лето стотринадцатое... Готы, нагло грабя, лезли на нас... Был тогда Святояр единодушно избран князем русичей... на Русколани... И он собрал русколань, и борусы изменились, и пошли на готов от Воронежца... побили там десять тысяч отборных воинов-конников, и ни единого пешего. И так бросились на них, и была сеча зла и крута, и длилась она До вечера. И после готов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2