Сибирские огни, 1995, № 1 - 6

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ а с соц и ац и и «СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ.» (МАСС) МАСС была образована в октябре 1990 г. как добровольное межрегиональное объединение экономического взаимодействия. Она объединяет 19 регионов Сибири: 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия); 2 края (Алтайский, Красноярский); 7 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюмен­ ская, Читинская); 6 автономных округов (Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Таймырский, Ханты-Мансийский, Эвен­ кийский, Ямало-Ненецкий). Основными целями МАСС являются: — содействие смягчению негативного влияния накопившихся де­ формаций в хозяйственном комплексе в условиях перехода к ры­ ночной экономике, снижению социальной напряженности в обществе; — отработка на региональном и межрегиональном уровнях но­ вых методов управления народным хозяйством в условиях децен­ трализации экономики и формирования рыночных отношений; — достижение устойчивого состояния в развитии экономики тер­ риторий в новых условиях хозяйствования и на этой основе повы­ шение уровня жизни населения, сибираких территорий. Высшим органом МАСС является Совет, состоящий из руково­ дителей представительной и исполнительной властей территорий. Первым председателем Совета в ноябре 1990 г. был избран пред­ седатель Новосибирского областного Совета народных депутатов В. П. Муха. Организационно-координационная деятельность, связан­ ная с реализацией социально-экономических программ, принятых советом МАСС, осуществляется исполнительной дирекцией. Для выполнения уставных целей и задач МАСС образуются координационные советы (КС). Они представляют собой основной рабочий орган ассоциации и включают в свой состав представите­ лей региональных властных структур, квалифицированных специа­ листов. В настоящее время в рамках МАСС образованы и успешно работают КС по промышленной политике и конверсии, сельскохо­ зяйственной политике и продовольствию, энергетике, здравоохране­ нию, борьбе с преступностью, социальной политике и т. д. Проблемы Сибири, являясь отражением проблем всей России, имеют свою специфику, которая определяется прежде всего особен­ ностями пространственной организации производства, а также зна­ чительным удельным весом производства сырья, огромной долей оборонного комплекса и недостаточной развитостью производствен­ но-социальной структуры. Рассчитывать на серьезные централизо­ ванные инвестиции малореально, хотя «Сибирское соглашение» будет добиваться государственного финансирования наиболее важных программ и проектов жизнеобеспечения Сибири. Сибирь объективно должна быть сферой приоритетных государственных интересов, т. к. становится тем ключевым регионом, экономические интересы кото­ рого уже четко влияют на экономику всей страны. Должна быть официально узаконена практика экономического протекционизма в отношении регионов Сибири, обладающих уникальными ресурсами, отдаленных от основных экономических и культурных центров России, расположенных в суровых природно-климатических усло­ виях. Первоочередными должны быть сибирские программы конвер- 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2