Сибирские огни, 1995, № 1 - 6
ванная публицистика, не риторика. Пафос ее исходит из душев ного состояния поэта — той боли, радости или гнева, которыми он живет и которыми заражает читателей, заставляя верить своему поэтическому слову. Вот, к примеру, весьма характерное для со циальной лирики В. Башунова стихотворение «Разговор с лесным муравьем». В форме своеобразного диалога с лесным насекомым поэт размышляет о том, как жить в современном мире, в котором смещены многие моральные и нравственные критерии, где «один ворует», другой держится «тугой мошной», но «все застят свет», все «при гладком теле», а главное — «неправых нет». Впрочем, по эт настроен оптимистично. Он верит, что «Не все раскрадено, раз мыто, разобщено, не все лицом в свое корыто обращено!», что, сплотившись под знаменами великих битв Куликова поля и Боро дино, бойцы-патриоты возродят Великую Россию. Возникают в творчестве В. Башунова и чисто социальные проб лемы. Так есть у него небольшая поэма «Пасека», в которой ав тору поэтическими средствами удается передать весь драма тизм разорения и запустения так называемых ^ «неперспектив ных» деревень. В связи с этим вспомним, как настойчиво убеждает нас поэт во многих своих стихотворениях в необходимости гармо нии человека и природы, как боится нарушить ее хрупкое равнове сие. В «Пасеке» же В. Башунов показывает, к каким плачевным последствиям может привести человека отчуждение от природы, родной земли: пустота образуется не только на месте заброшенных селений, но и в душах людских. Не случайно поэма заканчивается так символически-зловеще. Разъехались деревенские мастера и умельцы по чужим городам и весям, не растеряли вроде бы и умения своего, но уже не чувствуют они от собственного труда и мастерства ни удовлетворения, ни радости, какую когда-то несли людям: В пустоте Кузьма строгает? В пустоте Андрей кует? Пустоту Иван ругает? Пустоте Илья поет? Появились ниоткуда и пропали в никуда тальниковая запруда, родниковая вода?.. Против этой убивающей душу пустоты, против Иванов «не пом нящих родства», в основном, и направлен поэтический пафос В. Ба шунова. Еще и еще раз считает он своим долгом напомнить лю дям о том, что у каждого из них есть взрастившая их земля, при рода, дорогие и близкие люди, что все это не должно угаснуть, исчезнуть в нас навсегда, а должно оставаться в сокровенной на шей глубине незамутненной сладкой слезой нравственного истока: Звучи, звучи, родное пепьеі Качайся, тонкая лоза! Чтоб обожгло меня волненье и затуманилась слеза. ...И плачу я большой и сильный, уже давно не молодой, над золотой травой и синей и над зеленою водой. Над светом детства промелькнувшим, Над чистым звуком горловым. Над всем прекрасным, да минувшим. Над всем минувшим, да живым, 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2