Сибирские огни, 1995, № 1 - 6

чисто теоретически (выучить скажем, какие-4-о лмтературовеДческііС азы и терминологию), но и, по силе возможности, практически, то есть собственной (пусть и неудачной) художественной практикой (писание стихов, повестей и т. д.) постараться определить для себя узловые моменты процесса создания литературного произведения, не только умом, но и душой ощутить, как рождаются «невидимые миру слезы». Собственное сочинительство имеет и более, так сказать, при­ кладное значение: оно значительно расширяет и развивает худо­ жественно-изобразительные возможности самого критика, позволяет ему в своей дальнейшей, уже литературно-критической работе, сво­ бодно и доходчиво говорить о вещах самых сложных. А как раз именно так, сочетая логику с чувством и писал Н. Н. Яновский. Вот почему, говоря — «к счастью» стихи и драмы Н. Н. Яновско­ го в свое время не увидели света, можно сказать и другое: к счастью, он писал их. Благодаря этому он не стал бесстрастным схоластом и фиксатором явлений литературного процесса, а запом­ нился ученым и художником, умеющим думать и писать о жизни литературы так же ярко, увлеченно, темпераментно, с такой же болью сердечной, как н о жизни человеческой. Еще будучи студентом пединститута, Н. Н. Яновский начал, по его же собственному признанию, составлять «грандиозные иссле­ довательские планы» (он увлекался тогда Пушкиным и «Малень­ ким трагедиям» была посвящена первая его литературоведческая работа), однако к непаханной целине своих тем и идей пришел он сравнительно поздно: на пороге четвертого десятилетия. А то, что целина эта существовала, Н. Н. Яновскому подсказы­ вал его жизненный и читательский опыт. Еще юношей-библиотека- рем познакомился он с творчеством многих из тех, о ком потом напишет монографии и статьи, кого выведет из разряда «незаслу­ женно забытых». А пройдя по трудовым и фронтовым дорогам, окончательно убедит себя в том, что сделанное им не кануло в Ле­ ту, что давно пришла пора пересматривать и кардинально допол­ нять литературную карту и литературную историю Сибири. Накап­ ливалась постепенно и уверенность, что как раз ему и надлежит этим заниматься. В1 этом крепнущем убеждении, как сейчас совер­ шенно очевидно, не было самомнения молодости и переоценки сил. Хотя бы потому, что в первые послевоенные годы, когда начинал Н. Н. Яновский, профессиональной литературной критики в Сибири почти не существовало и практически никто не занимался литера­ турной историей края. Н. Н. Яновский решился взвалить на себя огромную ношу... Я, правда, не стал бы связывать шаг сей с некой предопреде­ ленностью судьбы. Н. Н. Яновский к своему выбору шел осознанно и целеустремленно, испытывая, несомненно, магнетическое воздей­ ствие творчества литераторов-земляков. Примериваясь то к прошло­ му, то к настоящему, то к классике, то к современности, он искал тот оптимальный вариант, в котором в полной мере мог бы выра­ зиться его многогранный талант, и его, этот талант, можно было бы с максимальной отдачей использовать для великого дела лите­ ратуры. В монолитном сплаве истории и современности он и оты­ скал свой вариант. Не мог, наверное, не найти, как не мог не прийти к своей целине, потому _что очень хорошо знал и любил родину свою — Сибирь, ее людей, ее историю и культуру, и не мог допустить, чтобы это бесследно ушло, покрылось «травой заб­ вения», чтобы новые, идущие ему на смену поколения не знали 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2