Сибирские огни, 1995, № 1 - 6
лах Ленинградской области и НарыМского края. Не миновал Н. Н. Яновский и Великой Отечественной войны. В боях под Кур ском и Орлом был стрелком в танковом десанте. Здесь его конту зило, а при форсировании Днепра под Киевом ранило. В 1944 году во фронтовой газете 6-й танковой армии Н. Н. Яновский впервые выступил с очерками, популяризаторскими статьями, библиографи ческими заметками. Но систематически печататься стал с 1948 года в газетах Новосибирска. Началом же настоящей профессиональной литературно-критической деятельности, по-видимому, следует счи тать появление в 1949 году первой рецензии Н. Н. Яновского в журнале «Сибирские огни». (С «Сибирскими огнями» впоследствии будет связана вся его творческая судьба.) Вот ведь сколько пришлось пройти, увидеть, пережить, прежде чем безраздельно посвятить себя любимому делу и окончательно осознать себя в нем. И, наверное, не будь этой основатель ной жизненной подготовки, мы бы имели дело совсем с другим Яновским. «Признаться, я теперь не жалею,— писал, вспоминая то время, он сам,— что моя мечта «сесть за книгу» не осуществилась сразу в ранние годы — ведь наверняка я не ощутил бы с такой полнотой жизнь родной страны, иначе представлял бы характер своего со временника, да и себя вряд ли знал и понимал так, как надлежит знать и понимать каждому литературоведу». Все, как будто, предельно ясно, касайся вопрос прозаика пли поэта. Но мы-то ведем разговор о критике и литературоведе, а ло гика творческого становления представителей этой литературной «профессии» в силу специфики жанра имеет свои особенности. Во всяком случае, любой прозаик или поэт может смело заявить, что он с младых ногтей мечтал стать именно прозаиком или поэтом. Но еще пикто и никогда с юных лет не стремился к горькому и, уж чего греха таить, неблагодарному хлебу критика. Даже класси ки отечественной критики, начинавшие с чего угодно —драматургии ли, поэзии — только не с того, чему впоследствии посвятили жизнь и за что жизнь до капли отдавали. Н. Н. Яновский в этом плане не стал исключением. Любовь к книгам проснулась в нем рано. «С тех пор, как пом ню себя, я был неравнодушен к печатному слову». Но тут же и признавался, что «не мечтал о профессии критика», зато «писать стихи и драмы начал рано». К счастью, ничего из этого не было опубликовано: литература без особого для себя ущерба лишилась посредственного стихотворца и драматурга, но зато приобрела нечто неизмеримо большее. Бытует, к сожалению, довольно распространенное (даже среди литераторов) мнение, что критик — это несостоявшийся прозаик или поэт. Однако те, кто полагает, что из неудавшегося, скажем, ро маниста без особого труда может выйти литературный критик, глу боко заблуждаются. Слишком уж сложная и трудоемкая, требую щая особого склада ума и характера эта область творческой дея тельности. Критика — жанр синтетический, в котором воедино сли ваются художественное и научное творчество, чувства и эмоции — с логикой и анализом. «Комплекс» таких достаточно разнородных качеств весьма редок. Что касается обращения критика в начале своего становления к жанрам сугубо художественным, то тут, на мой взгляд, все вполне закономерно. Ведь прежде чем овладеть мастерством критического анализа, научиться постигать произве дение до самых его глубин, надо познать литературу не только 1в Сибирские огни. № 1—6 —95 г. 241
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2