Сибирские огни, 1995, № 1 - 6

лах Ленинградской области и НарыМского края. Не миновал Н. Н. Яновский и Великой Отечественной войны. В боях под Кур­ ском и Орлом был стрелком в танковом десанте. Здесь его конту­ зило, а при форсировании Днепра под Киевом ранило. В 1944 году во фронтовой газете 6-й танковой армии Н. Н. Яновский впервые выступил с очерками, популяризаторскими статьями, библиографи­ ческими заметками. Но систематически печататься стал с 1948 года в газетах Новосибирска. Началом же настоящей профессиональной литературно-критической деятельности, по-видимому, следует счи­ тать появление в 1949 году первой рецензии Н. Н. Яновского в журнале «Сибирские огни». (С «Сибирскими огнями» впоследствии будет связана вся его творческая судьба.) Вот ведь сколько пришлось пройти, увидеть, пережить, прежде чем безраздельно посвятить себя любимому делу и окончательно осознать себя в нем. И, наверное, не будь этой основатель­ ной жизненной подготовки, мы бы имели дело совсем с другим Яновским. «Признаться, я теперь не жалею,— писал, вспоминая то время, он сам,— что моя мечта «сесть за книгу» не осуществилась сразу в ранние годы — ведь наверняка я не ощутил бы с такой полнотой жизнь родной страны, иначе представлял бы характер своего со­ временника, да и себя вряд ли знал и понимал так, как надлежит знать и понимать каждому литературоведу». Все, как будто, предельно ясно, касайся вопрос прозаика пли поэта. Но мы-то ведем разговор о критике и литературоведе, а ло­ гика творческого становления представителей этой литературной «профессии» в силу специфики жанра имеет свои особенности. Во всяком случае, любой прозаик или поэт может смело заявить, что он с младых ногтей мечтал стать именно прозаиком или поэтом. Но еще пикто и никогда с юных лет не стремился к горькому и, уж чего греха таить, неблагодарному хлебу критика. Даже класси­ ки отечественной критики, начинавшие с чего угодно —драматургии ли, поэзии — только не с того, чему впоследствии посвятили жизнь и за что жизнь до капли отдавали. Н. Н. Яновский в этом плане не стал исключением. Любовь к книгам проснулась в нем рано. «С тех пор, как пом­ ню себя, я был неравнодушен к печатному слову». Но тут же и признавался, что «не мечтал о профессии критика», зато «писать стихи и драмы начал рано». К счастью, ничего из этого не было опубликовано: литература без особого для себя ущерба лишилась посредственного стихотворца и драматурга, но зато приобрела нечто неизмеримо большее. Бытует, к сожалению, довольно распространенное (даже среди литераторов) мнение, что критик — это несостоявшийся прозаик или поэт. Однако те, кто полагает, что из неудавшегося, скажем, ро­ маниста без особого труда может выйти литературный критик, глу­ боко заблуждаются. Слишком уж сложная и трудоемкая, требую­ щая особого склада ума и характера эта область творческой дея­ тельности. Критика — жанр синтетический, в котором воедино сли­ ваются художественное и научное творчество, чувства и эмоции — с логикой и анализом. «Комплекс» таких достаточно разнородных качеств весьма редок. Что касается обращения критика в начале своего становления к жанрам сугубо художественным, то тут, на мой взгляд, все вполне закономерно. Ведь прежде чем овладеть мастерством критического анализа, научиться постигать произве­ дение до самых его глубин, надо познать литературу не только 1в Сибирские огни. № 1—6 —95 г. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2