Сибирские огни, 1995, № 1 - 6
ния. Это вовсе не значило, что художественная, эстетическая сто рона предмета исследования его мало заботила. Читая лучшие его статьи, напротив, убеждаешься, что и тут он был прекрасным специ алистом, отлично разбирающимся в тонкостях литературной аранжи ровки, в художественном инструментарии, какими владеет тот или иной «наблюдаемый» им автор. Тем не менее Н. Н. Яновский — это действительно критик-социолог, ибо идет прежде всего от жизни, ко торую литература отражает, й конкретными фактами этой жизни по веряет истинность того, что изобразил писатель в произведении. (Кстати, в данном случае Н. Н. Яновский идет в русле лучших традиций русской литературной критики. Вспомним: социологиче ский анализ всегда был в чести у Белинского, Добролюбова, Писа рева, Чернышевского). Продуктивность социологического подхода особенно ощутима, когда дело касается современного литературного процесса, когда И. Н. Яновский обращается к творчеству таких, например, писа- телей-современников, как В. Тендряков, В. Потанин, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Распутин... Социологический анализ позволяет Н. Н. Яновскому глубже про никнуть в авторский замысел, точнее понять его позицию, ощутить боль и тревогу писателя и доходчивее донести все это до читателя. Причем, по-научному четкая, насыщенная информацией суховатая преамбула, которой Н. Н. Яновский предваряет художественный анализ распутинской повести «Прощание с Матерой» и астафьев ской «Царь-рыбы», воздействует и убеждает гораздо сильнее гром ких и страстных призывов. Хотелось бы, правда, сразу и оговориться. Социологичность и строгая научность в произведениях Н. П. Яновского отнюдь не исключали в его выступлениях эмоциональности. Скорее наоборот: холодным и равнодушным словам в его творчестве места не оста валось. Иногда бывал он резок, запальчив, отстаивая свой взгляд, «своего», открытого им, автора, но это скорее говорило о нем как о пристрастном художнике, имеющем твердую позицию. С другой стороны, будучи человеком объективным, Н. Н. Янов ский умел подняться над личными пристрастиями. О замеченных художественных недостатках своих любимых писателей он говорил прямо и откровенно. Отстаивая ту же, скажем, «Ватагу», он тем не менее заявлял, что «условность «кожаных курток» переклика ется с_ некоторыми условностями в образе Зыкова... И, пожалуй, в прямой зависимости находятся они от всего идеализированного об раза Тани Пересветовой, уж она-то — вся условность, сказка». Столь же нелицеприятно говорит Н. П. Яновский о недостатках пьес Л. Сейфуллиной «Попутчики» и «Наташа» — еще одного доро гого для него писателя. Какими же истоками питался этот яркий и могучий талант, какими корнями держалась эта многогранная, но цельная натура? Откуда это подвижничество, эта преданность сибирской литературе? Прежде чем получить ответ на поставленные вопросы, вспом ним некоторые факты из биографии Н. Н. Яновского. Родился он в городе Камень-на-Оби Алтайского края в кресть янской семье. После семилетки стал... библиотекарем. А потом, вспо минает писатель, «меня почти двадцать лет «мотало» по стране». Был будущий критик и плотником, и каменщиком, и лесорубом, и шахтером. Работал на строительстве Туломской ГЭС в Карелии, а после окончания филологического факультета Ленинградского пед института им. М. Н. Покровского учительствовал в сельских шко- 240
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2