Сибирские огни, 1995, № 1 - 6
И ни тех, что любил я Любовью земною, И ни тех, что несли мне Свою красоту, И ни ту, Что мне стала женою. Никого! А ведь сердце веселое Миру я нес, И душой не кривил, И ходил только прямо. Ну, а если я мир Не избавил от слез. Не избавил родных, То зачем же я, мама?,. Этим же снедающим душу поэта ощущением глобальной вины, усиленным обостренной совестливостью и чувством личной ответст венности за все происходящее в мире, проникнуты и стихи В. Фе дорова, посвященные родной земле и природе. Надо сказать, природа для В. Федорова не была просто темой или поводом для поэтического разговора, а являлась всегда чем-то очень важным и болевым. Не случайно, когда В. Федоров загова ривает о взаимоотношениях человека и природы (в современных условиях чаще всего ненормальных, противоестественных), голос его поднимается до трагедийных высот: О, мы творим. Преображаем! Но почему ж Врага грубей Мы поминутно угрожаем Извечной матери своей?! Чтобы себя и мир спасти. Нам нужно, не теряя годы. Забыть все культы И ввести Непогрешимый культ природы. Однако в творчестве своем В. Федоров поклонялся не одному этому культу. В равной мере поклонялся он еще двум богам, тесно, впрочем, между собой взаимосвязанным: красоте и любви. Красота в понимании В. Федорова не есть что-то плоское и од номерное, похожее на лебедей, намалеванных на клеенке. Она мно голика, бесконечна в своих проявлениях, хотя и имеет две главные ипостаси своего существования: космическую и земную. Космого- низмом, замечу попутно, проникнута весьма значительная часть поэзии Федорова (прежде всего философская лирика). Однако при оритет все-таки за красотой земной. В одном из стихотворений В. Федоров пишет, что он не зави дует орлам, потому что там, на громадной высоте, какой бы пре красный ни открывался вид, все земное мельчает, сливается. «Зем ной не видя красоты, я, верно, умер бы с тоски,— признается поэт и добавляет: — Земной — с земли не убегу». «Земной»... Именно так! И высота, с которой В. Федоров лучше всего мог разглядеть и почувствовать красоту и величие родной земли, вершиной своей упиралась отнюдь не в заоблачное подне бесье. «У каждого поэта,— писал В. Федоров в одной из статей,—дол жен быть некий фокус' красоты, то есть место, откуда красота ви дится наиболее ярко. Для меня это Назаркина гора около Марь- евки (родная деревня поэта, где нынче проводятся ежегодные «Федоровские чтения»), С нее я часто смотрю и не могу насмот 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2