Сибирские огни, 1995, № 1 - 6
Катька с удовольствием пела на ласковом бабулень- кином диалекте: «Ох, не красна изба углами, и так пи рожка с капустой хочется или картошечки жареной с котлеткою», но потихоньку-полегоньку вникала и в дру гие языки дома —внимательно вслушивалась в высоко- умие папиных монологов, однако буквально замирала от сладкого ужаса перед потрясной выразительностью маминой речи, когда досыта наговорившись с папой о достоинствах-недостатках какой-нибудь философской книги, она неожиданно заключала: «А вообще —говно! И пошел ты подальше (при этом указывалось направ ление, в котором он должен удалиться, а иногда и бо лее точный адрес, но почему-то всегда такой, произ носить который вслух Катьке запрещалось) со своими экзистенциальными экзерсисами —жрать хочется непере носимо! Кроме этого языка, так нравившегося Катьке своими крутыми виражами, Алена владела еще английским и японским. И часто ими прирабатывала: то в качестве переводчика, то в качестве преподавателя, а то и просто репетитора у какого-нибудь малоспособного дитяти да леко пошедшего родителя. Время наступило такое, что на языки был большой опрос. Язык стал хлебом. На нем можно было делать бизнес. Катьке внушения о не обходимости учить языки делали каждый день. И не по одному разу. Да она и сама убеждалась в пользе язы кового образования, особенно тогда, когда чувствовала себя полезной бабуле. — Скажи-ка ты мне девонька, что такое «дама с прибабахом» и что такое «экзистенцилизм»? — Первое, бабуленька,—просто, это Жанна Анто новна, а второе —я еще и сама плохо понимаю. Действительно, экзистенциализм стал в доме послед ним словом Бориных исканий и, по наблюдениям Ири ны Александровны, в транскрипции зятя вмещал в себя все, что было ему противно в марксизме-большевизме- советизме. Экзистенциальное кредо молодых определя лось по принципу «не». Человек —это не звучит гордо, он не создан, как птица, для полета, он не выше обстоя тельств, он не застрахован от несчастья, боли, ужа сов, природных катаклизмов и социальных взрывов, от всяческой непредсказуемости, он —дитя мирового ха оса, поэтому надо быть готовым к самым неожиданным поворотам бытия, а не полагаться, как марксисты, на прямую, словно стрела, закономерность, которая, по их 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2