Сибирские огни, 1995, № 1 - 6

— Да не ела я вашего мяса, питаюсь эксклюзивно рисовыми котлетками, а что делать, если рожа все рав­ но, как фонарь, светится... Но это у меня экзистенциаль­ но, то есть чтобы вам было до конца понятно,—от при­ роды. Не отставая в темпах чтения от предков, Катька ус­ пела нахвататься бывшей в ходу у них терминологии и хвастливо расцвечивала ею свою речь: «менталитет», «консенсус», «процесс уже пошел», «эксклюзивно», «суб­ станциально» запросто слетали с ее детских уст. Похо­ же, она издевалась над взрослыми, играя на их слабос­ тях и противоречиях. Бабуленьку Катька доводила до слез жалостливыми рассказами о том, как папа с ма­ мой морят ее голодом, бабушку смешила подробностями о том, как водит за нос родителей, а их старалась уве­ рить в послушании и не давать лишних поводов для уп­ реков в чревоугодии. Вращаясь в мире взрослых, Катька взрослела, как на дрожжах, невольно вбирая в себя многое из опыта их отношений между собою, перенимая их вкусы, при­ вычки, язык. Поскольку в доме царило вавилонское раз­ номыслие, то перед смышленным и переимчивым ребен­ ком открывался широкий простор для подражания раз­ ным, даже языковым стилям. Катьку завораживала певучесть бабулиного говора, ее тяготение к уменьшитель­ но-ласкательным оборотам и привычка щедро пересы­ пать свою речь пословицами-поговорками. «Сходи-ка, девонька, за хлебушком, купи маслица, молочка, сме­ танки, ох, не веселит красная рубашечка, веселит сы­ тенько брюшко, да убери, убери денежки-то, подальше положишь —поближе возьмешь, береженого-то Бог бере­ жет». Казалось, весь багаж своего жизненного опыта перевела Ольга Ивановна в этот пословично-поговороч­ ный запас, пригодный идля постижения мирской суеты, и философского осмысления жизни. «Как ни вертись, а в могилку ложись»,—констатировала она исчерпанность отпущенного ей срока жизни, а комментируя тяготы постперестроечного бытия, приговаривала: «Жить груст­ но, а помирать тошно». Появление Бореньки в доме дол­ гое время не обретало пословичного адэквата, пока ба­ буля не заговорила о какой-то необходимости совместно­ го съедения пуда соли и о том, что до ядра не добе­ решься, не раскусив ореха. Все всё про ее отношение к мужскому духу и началу в доме поняли и больше не докучали ей на эту тему никакими вопросами. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2