Сибирские огни, 1995, № 1 - 6

Как-то в поисках нужной книги побывав в квартире их общей коллеги Юлии Павловны, он, едва перешаг­ нув порог дома, заявил: «Там вещий дух, там вещно пахнет». — Ну, уж, Боря, ты скажешь. Юлия Павловна не лишенная духовности дама, а что с бытом ладит, так это не порок, а достоинство. — Да вы бы видели эти ровные ряды полок, эти, точно напоказ, одна к другой, чуть не по росту и по цвету, выставленные книги, эти ковровые дорожки и пледами покрытые кресла, эти симметрично расстав­ ленные безделушки... кричащий утюг, показной ком­ форт, бьющая по нервам чистота... А за всем этим —ку­ ча напрасно потраченного времени и полная неспособ­ ность заглянуть за фасад житейской очевидности. — Вот ты как... А что в этом уюте, чистоте, комфорте плохого? Я иногда думаю, что своими антимещаискими сентенциями мы просто прикрываем свою неспособность ладить с бытом, неумение наводить житейский порядок, тогда как у некоторых наций это ключевое слово. Ты по­ смотри на немцев. Им не откажешь в способности на высшие взлеты романтизма, идеализма, разной другой духовности; у них и Бах, и Гегель, и Гете; но ведь это не мешает им соблюдать «порядок», жить в благоуст­ ройстве, в согласии с вещным миром. Они не возводят непроходимого рва между духовным и вещным... — Да не о том, не о том мы говорим... Вы все сво­ дите к азбучным истинам, к формулам узко-плоскостно­ го мышления... — Ведь за каждой вещью,—продолжала, не слушая зятя, Ирина Александровна,—труд, не только физиче­ ские, но и душевные вложения человека. И высказывая неуважение к вещи, неумение служить ей и правильно ею пользоваться, не проявляет ли человек элементарного невежества, так сказать, нецивилизованное™. — Ужасно скучно слушать тебя, маман. Прямо, как лекцию первокурсникам читаешь, зная, что все равно не сбегут под угрозой лишения стипендии. — Ха, бабушка, в школе другому учат. Нельзя быть рабом вещи! Человек выше вещи! Не человек для вещи, а вещь для человека! Не в вещах смысл жизни! И вся­ кое другое разное литераторша нам говорит. Мол, мело­ чи жизни это, о великом думать надо... А новые кроссов­ ки страсть как хочется. Почему-то, 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2