Сибирские огни, 1995, № 1 - 6

ских тракторов. Омичи готовы выпуск нового трактора поставить на поток. Но пока не очень понятно, кто его купит. Стоит-то трактор шестнадцать миллионов. А оми­ чи в долгах как в шелках. — Владимир Иванович! Не ухудшает ли ситуацию с омскими тракторами, прессподборщиками и другими недавно освоенными изделиями то, что власть отводит Сибири роль сырьевого при­ датка страны? Судя по всему, она недооценивает ни наш интел­ лект, ни возможности нашего машиностроения, оборонки. — Возможно. Но среди чиновников любого ранга немало толковых людей, которые не хотят, чтобы Си­ бирь перестала существовать как полноценный эконо­ мический регион. А опасность такая есть, тут вы пра­ вы. Добыча нефти у нас падает, машиностроение в за­ гоне, село разваливается. Дело идет к тому, что скоро нефть ввозить будем. Так что мы не случайно создали совет по недропользованию, а в Красноярске координа­ ционный совет по правотворчеству. Сибиряков сильно беспокоит то, что до самого последнего времени наша власть штамповала законы, по которым все и кому угодно можно распродать. Сейчас начали эту собствен­ ность как бы отбивать назад. В том числе и с помощью науки. Мы очень подробно прорабатывали эти вопросы с геологами, экономистами, юристами. В итоге внесли дополнения по многим законам, защищающие, в част­ ности, региональные интересы. — И они были приняты? — Да. Некоторую защищенность будущему мы обеспечили. Ничуть не менее сложны и транспортные проблемы. Их целый узел. К сожалению, фундамента­ льная наука весьма далека от.них. Сегодня, к приме­ ру, транспортные тарифы определяют в Москве. И вы­ ходит так: что бы к нам ни везли из Москвы или Даль­ него Востока, мы за любой продукт, за .любую продук­ цию платим двойную цену. С позиций макроэкономики никто эти тарифы не рассматривал. Их определял узко­ ведомственный интерес. Нет сегодня и полновесного прогноза но развитию транспорта, по так называемому «убытию» верхнего строения путей. Никто вам не скажет сейчас, какие уча­ стки и когда выйдут из строя, сколько потребуется за­ трат в ближайшие годы. Недооценка этого очень опас­ на. Транспортная петля может задавить Россию, Мы 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2