Сибирские огни, 1994, № 7 - 12
Если «Второй срок» — начальная точка отсчета на творческом пути прозаика Новосельцева, то роман «Любит барыню монах» — веха совсем свежая. Мне показалось, что в нем Б. Новосельцев попытался (и в це лом небезуспешно) выйти на более высокий виток художественного развития. Писатель взялся за новую для себя и более сложную романную форму, отягощенную, к тому же, различными жанровыми вариациями в виде фантастических и мистических вкраплений во вполне реалистическую канву произведений. Тут он вообще доволь но много экспериментирует и получает весьма любопытные резуль таты. Более весомым новое произведение Б. Новосельцева видится и с точки зрения идейного и нравственного наполнения. Иначе говоря, прибавив в сюжетной остроте и оригинальности, роман в то же время обрел философскую углубленность и притчевую ем кость. Собственно, в самом общем виде роман «Любит барыню монах» и есть причудливо сплетенная из различных сюжетно-жанровых лиан притча о расколотом мире, где, чтобы выжить, даже самым близким людям приходится подчас оказываться по разные стороны социального барьера. Как случилось это, к примеру, с братьями- близнецами Якушевыми — главными героями произведения. Один из них ценой предательства родного отца сумел сделать карьеру, другой — ступил на преступный путь, стал «вором в законе». Наложила, конечно, отпечаток свой война. Из-за нее произошла трагическая путаница, которая развела братьев по разным соци альным слоям. Но в еше большей степени сказалась двойствен ность, расколотость сознания героев романа. То есть снова та са мая «параллельность», которой, словно клеймом, помечены персона жи большинства произведений Б. Новосельцева. Только теперь она выступает как одно из главных условий существования социальной системы, долгие годы калечившей общество. С самыми разными формами этой «параллельности» встречаем ся мы в романе «Любит барыню монах». Так, на'пример, Людмила Ивановна Якушева с одним из своих сыновей, Виктором, боясь репрессий, отказывается признать вернувшегося из фашистского плена собственного мужа, отца ее детей, Степана Дмитриевича. Да и тот, страшась навлечь на головы близких людей беду, вы нужден принять такой горестный поворот судьбы и доживать жизнь свою под чужим именем. А «запараллеленность» другого персонажа романа, участкового Апраксина и вообще оборачивается шизофре нической раздвоенностью: в телесной оболочке милицейского лей тенанта с некоторых пор начинают одновременно жить два совер шенно разных человека. Иной раз возникают в романе и вещи прямо-таки мистические. Как, например, в случае со следователем НКВД Фабуржицким, запятнавшим себя кровью многих неповинных людей. Подобно клас сическому Вечному Жиду, он и после смерти не может найти себе покоя, и появляется там, где начинает пахнуть кровью и новыми убийствами. Расколотость общественного сознания, принимающая нередко па- талогические формы, передана автором не только через какие-то отдельные фигуры, но и с помощью ряда акцентированных эпизо дов, в которых писатель стремится метафорически передать нездо ровую «запараллеленность» всей социальной системы, властвовавшей у нас в стране. 13 «Сибирские огни». № 7— 12, 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2