Сибирские огни, 1994, № 3-6
Нью-Йорке и Чикаго; особенно поражало огромное колесо Ферриса с вагонами, поднимающееся на 250 футов высоты, которое устроено вместо Эйфелевой башни. Панораму выставки можно видеть только с большой высоты, на самом деле глаз не может охватить ее пространство. Площадь, на которой построены здания и выставочные дворцы, занимает 150 акров, тогда как в Париже на выставке она занимала всего 55. Американцы хотели превзойти все существовавшие здания на выставках и действительно создали его в колоссальную величину. На это здание ушло 17 миллионов футов дерева и 12 миллионов фунтов стали. Чтобы построить этот дворец, занимающий ЗО'/г акров земли, пришлось срубить, как говорят, в Мичигане сосновых деревьев на 1100 акрах. Внутренность здания вдвое больше собора св. Петра и вчетверо больше Колизея, в котором помещалось 80 000 зрителей. Наконец, здесь можно поста вить пирамиду Хеопса. В этом здании можно поместить до 125 000 человек. Такого здания до сих пор не было нигде на всемирных выставках. Другие здания и дворцы также поражали своей высотой, как например, здания выставочной администрации в 220 фут. высоты. Здания эти при всей своей массивности соперничали и уничтожали одно другое. Одни были с куполами, напоминая храмы и церкви, другие имели вид дворцов, музеев, огромных пассажей; американские архитекторы старались придать им разнообразие и взяли классические образцы: здесь была и ионическая архитектура и ренессанс, куполы св. Петра, здания украшены барельефами, статуями, но надо признаться, что при первом обзоре и впечатлении все они поражали одноцветностью, монотонностью. Они были все выбелены в одну белую краску. Состоя из железа и стекла, они были покрыты цементом и алебастром, поэтому они получили название «города белых дворцов». Эта одноцветность и размеренная распланировка уничтожили красоту. Все эти здания краше представлены на картинах и рекламах. Здесь же вы не видите ни колоритов, ни красок, а какие-то профили, точь-в-точь планы и архитектурные рисунки. Создавая свои колоссальные здания, которые можно назвать пирамидами XIX столетия, амери канцы действовали по своему вкусу и пониманию. Вместо художественного творчества и поэзии господст вует везде сочиненная аллегория... Вам указывают, напри мер, на роскошный дворец с куполом и говорят: «Это 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2