Сибирские огни, 1994, № 3-6
мое воспоминание далеко-далеко, к темному Уралу, к знакомому Алтаю. Это бы л памятник Демидову, постав ленный во Флоренции1. Я увидел мужчину в классической тоге, окруженного детьми. Внизу на пьедестале было несколько аллегорических фигур, изображающих милосер дие и проч. Но среди этих статуй я заметил одну — с азиатским тюрбаном: гордую, красивую женщину, она держала на руках маленького Плутуса1 2. Кто бы мог подумать, что ученик Кановы изваяет эту женщину, которая давала столько богатства людям. Кто бы мог подумать, что ее услуги припомнят здесь. И я тем не менее ожидал, что ее встречу в Италии. И вот при виде ее на меня опять повеяло знакомой пустыней, лесами, глушью, бездельем и безмолвным страданием. Зачем приснилось все это под жгучим небом Флоренции? Зачем предстал этот образ мертвой ледяной земли? Она безмолвна так же, как эта холодная мраморная статуя? Есть ли у ней чувства, страдает ли она, сознает ли она боль?.. Проклятия этому холодному мрамору готовы были разразиться в душе моей. Как вдруг, всматриваясь в эту фигуру, я остолбенел. В изваянном мраморе ученика Кановы я увидел странный признак жизни, я увидел написанное на неподвижном лице выражение скрытой муки, я подметил, как мраморная ресница ее задрожала и из-под нее закапала человеческая слеза... Голова моя закружилась. Рыдания, не то сочувствия, не то торжества стеснили грудь мою. «Как ты чувствуешь?» — хотел воскликнуть я. Здесь я проснулся. Вагон мчался ускоренно, как бы сопутствуя моему желанию; я вышел на платформу и свежий воздух обдал лицо, голову; встречный ветер свистел по сторонам вагона; я почувствовал, что кровь опять прилила к сердцу. Нет, не все кончено. Еще впереди несколько мгновений жгучего, горячего труда, борьбы, страстных пожеланий и пламенных молитв к грядущему. В груди проснулись старые надежды, порывы к деятельности, страшные образы отошли на задний план. 1 Монумент этот находится на Placo Demidoti. Поставлен Николаю Демидову, создавшему «Дом милосердия» во Флоренции. Памятник работы Бертолини и Романелли. 2 На монументе действительно изображена фигура Сибири, которой Демидов обязан был богатством. 2 U 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2