Сибирские огни, 1994, № 3-6
Жизнь Европы, ее блеск, ее цивилизация стояли пред моими глазами с своими чудесами; гордые и законченные, они своей живучестью давали уверенность в существующем, убеждали в совершающемся движении, в великой творче ской деятельности настоящего, но живая философская мысль не удовлетворялась этим: она стремилась к будущему и в то же время стремилась к тому бесконечному прошлому, где лежало начало всего. Взор образованного человека поэтому обращается не вольно к этим ливийским пустыням, молчаливым и таинственным, туда, в священные леса, где блуждал Рама, где покоятся причудливые индийские памятники, фанта стические сфинксы, где чудовищные изваяния, выходя из таинственного прошлого, навевают какие-то предания и заявляют свое родство с живущим человечеством. Эти образы приковывают европейских поэтов, филосо фов, этнологов, историков, они будили воображение ученых, наполняли его тысячами образов, так же, как когда-то наполняли душу какого-нибудь древнего жреца или буд диста. И чем более европейская наука проникает в глубь времен, тем эти образы становятся ярче, ослепительнее, тем они более удивляют и приковывают; мало того, чем непонятнее, чем загадочнее эти памятники, чем более хочется разгадать их, тем они становятся притягательнее. Мне ли было не остановиться пред ними и не почувствовать влечения и какого-то таинственного трепета, какого-то дальнего родства, ибо почва, породившая их, была и моей почвой? Там она творила в отдаленном прошедшем, теперь она должна творить в будущем! Странно! веяние Востока и простертые ко мне объятия знакомой Азии я почувствовал особенно в Венеции, в этой царице Средиземного моря, с ее дворцами дожей, с собором св. Марка, украшенного мозаикой XVI столетия, где все веяло историей средних веков, я был, по-видимому, более чем когда-либо отдален от Востока, и целый ряд итальян ских картин и пейзажей окружили меня роскошью. Я только что вернулся из Флоренции, столицы классического искусства, с ее историческими галереями, памятниками Медичисов, чудными статуями, предо мной еще рисовался Милан с его грандиозным1мраморным выточенным собором, с пассажем Виктора Эмануила, украшенным внушитель ными статуями великих людей. Я только что оставил площади и дворцы Турина, я видел капеллы Венеции, с памятниками Кановы, Тициана, предо мной стояли образы 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2