Сибирские огни, 1994, № 3-6

гарм он и чн ы й обр аз-у зо р родной п ри роды . О н вовсе не похож на н еки й си м во л -аб стр акц и ю , к ак о й , возм ож н о, роди лся бы в со зн ан и и взрослого человека, но, со ткан н ы й из к ак и х -то кон кретн ы х р еал и й и п р о п ущ ен н ы й через ф о ку с детского о щ у щ е н и я ,— он так ж е являет собой нечто обобщ аю щ ее. П р ек р ас н о , на м ой взгляд, это и л лю стр и р у ет А. Б ересн ев в сти хотворен и и «М ного песен бы ло спето»: Л ето ж аворон ком пело И ку куш кой за рекой П ер еп ел кою звенело, Н е см олкая ден ь-ден ьской М ного песен бы ло спето Н ад просторам и полей. А п ростилось с нам и лето Г рустны м криком ж у р авл ей . О браз л е т а , создан н ы й здесь с пом ощ ью птичьего разноголосья, настолько ж е точен и ясен , н асколько и м етаф о р и ч ески ем ок и худож ествен н о сам обы тен. Т акого рода образ родиться, н аверн ое, мог только в душ е ребенка. Н о п и сал -то сти хотворен и е взрослы й и д аж е не очень м олодой человек (детски е сти х и А. Б ер есн ев стал со ч и н ять у ж е л ет в тр и д ц ат ь). О дн ако п роти вореч и я тут нет н и какого: и это и другие бересн евски е сти хи созданы взрослы м поэтом с душ ой р ебенка. Вот ещ е почем у так легко вы ходил А, Б ер есн ев на кр атч ай ш и й путь к сердцам своих м ал ен ьки х чи тател ей . Ведь он не просто ум ел видеть, слы ш ать и п оним ать их. В о п ределен н ой степ ен и , он и сам бы л одним из них. Л ю бя и восп р и н и м ая природу и м ир покруг душ ой больш ого ребенка, А. Б ересн ев стр ем и л ся, чтобы и со у ч астн и ки его творческой работы Юные его чи тател и — так ж е креп ко и горячо, как и сам поэт, п олю били родную зем лю , п р екр асн ее которой, уверен он, ничего нет на свете. Н о дел ал он это соверш енно н ен авязчи во , избегая п рям о л и н ей н о й д и д а к ти к и и н ази д ател ьн о сти . Д а он □ них вовсе и не н у ж дал ся. Вм есто них в сти хах А. Б ер есн ева — теп лы й добры й свет, и сх о дящ и й от каж до й стр о ки , которы й соответствую щ им образом и н астр аи вает чи тател я-м ал ы ш а. Х орош о, при вольн о летом ! П ти ц ы вью тся в вы ш и н е, Р о ж ь кач ается под ветром , С ловно клан яется мне. И скуп аться п р и гл аш ает Р еч к а ти х ая И ня, • Л ес при ветли во встречает, В лог за ягодой м аня. Ш ум берез, кули к на кочке. П ерезвон ы р учейков Мне подсказы ваю т строчки Н езатей л и вы х стихов. Д л я м ен я, не у м о лкая, В рощ е иволга поет, И тр о п и н о чка лю бая П рям о к дом у приведет. Г лавн ы й герой бересневских стихов — ребенок. Т ак и ли и н аче он во зн и кает в каж до м сти хотворен и и. Д а ж е там , где вроде бы и нет его 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2