Сибирские огни, 1994, № 3-6
стал а своего рода э п и т а ф и е й ее авто р у . С д ругой ж е сторон ы — тво р ч ески м авто п о р тр ето м , в котором о бразн о и точ н о п ер ед ан а су ть х у д о ж н и к а. А п р о и звед ен и я И . Л авр о ва всегда светлы , п олн ы п р о зр ач н о й грусти, н еж н о сти и лю б ви ко всем у ж и во м у ; полн ы то й н еи зб ы вн ой доброты , к о то р ая готова обн ять собой и у к р ы ть от бед и невзгод весь м и р. «И я, о х вач ен н ы й п еч а л ьн ы м сч астьем , п ер еп о л н ен н ы й н еж н о стью , бросаю сь к л ес а м , к тр ав а м , к п ти ц а м , к лю д ям , к зверю . У сп еть бы зах в ати ть все зв у к и , п о ка и х сл ы ш ат у ш и , посм отреть бы в д етски е очи , в ж е н с к и е л и ц а , п о ка ещ е м ои зр а ч к и сж и м аю тся от света...» И до п о сл едн и х его д н ей н е п о ки д ал а п и сател я « ж а ж д а уви деть, усл ы ш ать д в и ж е н и е , ш ум ж и зн и » . Н е лю бил И л ья М и х ай л о ви ч засто й н о й ти ш и н ы м ещ ан ско го болота. Н еу м о л чн ы м ш ум ом ж и зн и н ап о л н ен ы его повести и р асск а зы , герои которы х ч а щ е всего в дороге, в п о и ске нового в м и р е и себе сам и х . А м и р И . Л ав р о в а п естр и м ногообразен. К то только не н асел я ет его: н о чн ы е сто р о ж а и а к тер ы , п рово дн и ки п оездов и ш о ф ер ы д ал ь н и х р ей со в, ю н ош и и д ев у ш к и , вп ер вы е вы р вавш и еся н а простор больш ой ж и зн и , р еч н и к и и п р еп о д ав а тел и , лесо р у бы и д ет и ... А е щ е п ти ц ы и звер и , дер евья и тр ав ы , м о гу чая О б ь-р ек а — в общ ем , все то, что зовется п ри р о до й . В м есте с тем , к а ж д а я кр у п и н к а х удож ествен н ого м и ра И . Л авр о ва и н д и в и д у ал ь н а, н еп о вто р и м а и хорош о п ро см атр и вается в общ ем потоке. И . Л авр о в о чень лю б и л и ц ен и л эти крохотн ы е к р у п и ц ы ж и зн ен н о й кр у го вер ти . «Ж и зн ь волш ебн а в своих п о д р о бн о стях » ,— п и сал он в одной и з м и н и атю р . И то н е просто слова. К а к очен ь н ем н оги е п и сател и , И . Л авр о в у м ел чер ез м ел ьч ай ш ую д етал ь и л и подробность уви деть огром н ы й и п р ек р асн ы й м и р . У м ен и ем эти м н адел яет он и своих героев, ко то р ы е в повседневном и , вроде бы , зау р ядн о м м огут н ах о д и ть нечто н еобы чн ое, п о эти ч еско е и р о м ан ти ческо е. П ер ед ает и м п и сател ь и свое во сх и щ ен и е м иром . « Р обко м о роси л р ед е н ьк и й и теп л ы й д о ж д и ч ек , и з тьм ы вы л етал и м о кр ы е л и сть я , ш л еп ал и сь в л и ц о . Н егр о м ко п л еск ал и сь и п о зван и вали в водосточны х тр у бах ску д н ы е стр у й к и . О кр ы ш у и стен у дом а невнятно скр еб ли сь и то л к ал и сь со всех сторон ветки клен ов. Н еви д и м ая во м р аке, ти х о н ько и беспечн о см еял ась п ар о ч к а . С л егка п ах л о сы р ы м п еском , н ам о кш и м и заб о р ам и , о п авш и м и л и стьям и и ван и лью : где-то п екл и пироги. В етер д у л слабо и м ягко — так д ую т на блю дц е с горячим чаем . О сторож н о к р о п и л и л и ц о м ел к и е д о ж д и н к и . И в л а д со всем эти м п л ы л зад у м ч и вы й си л ьн ы й голос: «В ы х о ж у один я н а до р о гу ...» В се это вм есте составляло о сен ню ю н очь. И ду м ал о сь, что ей не будет ко н ц а. И эт а н очь, и эта п есн я, и это т голос всегда будут п овторяться — он и вечны ». Т а к и е , п о л н ы е кр асо к , звуков, зап ах о в кар ти н ы м ог и зо бр ази ть только то н к и й ж и во п и сец с д уш ой п о эта. И лья Л авр о в и бы л им — поэтом и ж и в о п и сц ем , то н ки м л и р и к о м и ж и зн елю б и вы м р о м ан ти ко м , за что, кстати , н а и сх о де п яти д есяты х годов, когда н ач и н ал свой тво р ч ески й путь, п о л у чал больш е ш и ш ек , чем п ы ш ек. Е го о бви н яли в уходе от с о ц и а л и сти ч еско й дей стви тел ьн о сти , от м аги стр альн ы х д орог советской л и т е р а т у р ы , в м ел ко тем ье и п р и зем л ен н о м бы товизм е. «У ходи л» о н , по сч астью , не оди н , а с х о рош ей к о м п ан и ей , в которой бы л и , н ап р и м е р , В. С о л о у х и н , Ф . И скан д ер , Ю . К а зак о в ... Я у ж не говорю о так и х вы д аю щ и х ся м астер ах л и р и к о -р о м ан ти ч еск о й прозы , как К . П ау сто вски й и л и М. П р и ш ви н . « У ходи л», п р о до л ж ая и р азв и в ая т р а д и ц и и , за л о ж е н н ы е Т ур ген евы м , Б у н и н ы м . У ходи л от л о ж н ого п аф о са, п л акатн о го гер о изм а и и део л о гич еско й р и то р и к и о ф и ц и а л ьн о го с о ц р е а л и зм а — у ходи л к просты м и вечны м ч ело вечески м чувствам и ц ен н о стям , к п р и р о де и сам ом у больш ом у из ее чудес — добры м краси вы м лю дям . 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2