Сибирские огни, 1994, № 3-6

Глава III. Каникулы д о р о г а к ДОМУ Н и к ак и х проблем не составляло д о ех ать до Б и й с к а по ж ел езн о й дороге: В опрос бы л то л ько в ден ьгах на би л еты , точ н ее в их п остоянном отсутстви и . К ак п р ав и л о , п ер ед отъездом на кан и к у л ы не то л ько не о ставал о сь на проезд, но уже дн я за два п ер ех о д и л и на голодовку, п о л агая отъесться н а д о м аш н и х х а р ч а х . О д н ако м ы довольн о у сп еш н о осво и л и безби л етн ы й проезд, д а и п р о во дн и ки сн и сх о ди тельн о см о тр ел и на Н аш его б р а т а -с т у ­ дента. Т р у д н о сти н а ч и н а л и с ь со второй ч асти пути — от Б и й с к а до р о дн ой м оей П етр о п ав л о в к и . Д о б р аться ту д а м о ж н о бы ло то л ько на п о п у тн о й м аш и н е. Л ето м — н и чего , теп л о . А вот зи м о й ... О д н аж д ы , с другом К остей К о л та к о в ы м , н ы н е р екто р о м Б и й ск о го п ед и н сти т у та, м ы все сто сорок к и л о м е тр о в е х а л и н а ш и ф е р е , н ал о ж ен н о м вро вен ь с бортом . М ороз, ветер , а о д е ж о н к а л егк а я : ватн ое п ал ьто , ту ф л и с н ад еты м и н а н и х в о й л о ч н ы м и бо там и , н азы в аем ы м и в о би ходе « п р о щ ай м о лод ость», б рю ки без теп лого н и ж н е го б ел ья. Т а к а я э к и п и р о в к а , ко н еч н о не д л я си б и р ск и х п у теш ест в и й . А есл и добави ть к это м у , что ш и ф е р бы л р ебр и сты й и ж е с т к и й сам по себе, на у х абах н ещ ад н о бил по б о кам , то м о ж н о себе п р ед ст ав и ть всю « к о м ф о р тн о сть» с и т у а ц и и . В добавок — п о сто ян н ая о п асн о сть сл ететь с м аш и н ы . В д р у го й р аз, на п ер его н е от А ку ти х и д о Б ы стр о го И сто ка (р ай о н н ы й ц ен тр м еж д у Б и й ск о м и П е т р о п а в л о в к о й ), п р и ш л о сь е х ать в кузове сам о с в а л а , н ап о л н ен н о м го р ячи м ш л ак о м и з ко тел ьн о й стеко л ьн о го зав о д а. Н а м , в то н ки х ш т а н а х , п р и х о д и л о сь часто п ер ев о р ач и в ать ся с боку на бок, чтобы не п одго р еть, а ех а в ш и й с н ам и м у ж ч и н а , о д еты й в ватн ы е бр ю ки , сп о ко й н о л е ж а л и п о см еи вал ся н ад н ам и . О д н ак о , когда от его брю к п о в ал и л ды м , см еял и сь у ж е м ы , а он зак о л о т и л по к аб и н е, прося о стан о ви ться. Д о л го катал ся по сн егу , п ока н е п о гаси л тл ен и е. А есл и сл у ч а л с я буран и дорогу п ер ем етал о , езд и ть п р и х о д и л о сь на тр ак т о р ах , л о ш ад я х , а тѳ о тм ер и вать десятки ки лом етров пеш ком . СКВОЗЬ БЕЛОЕ БЕЗМОЛВИЕ В н а ч а л е ф е в р а л я я, будучи студен том третьего к у р са, то есть д евя тн ад ц ат и л е тн и м п ар н ем , ех а л в родную дер евн ю на зи м н и е к ан и к у л ы . С ойдя с б ар н ау л ьск о го поезд а, заш ел в дом к о л х о зн и к а сп р ави ться о п о п утн ой о к а зи и и у зн ал , что ран о утром на П етр о п ав л о в ку и дет тр ак то р С -8 0 и везет с собой п р и ц еп -с ан и с больш и м коли чеством л еса — огром ны х сосновы х бревен . В каб и н е м еста, ко н ечн о , нет, а на бревн ах — п о ж ал у й ста. Е щ е до восхода со л н ц а тр о н у л и сь в путь. Г радусы н и кто не за м е р я л , но м ороз бы л си л ьн ы м . С о л я р к а в б аке тр ак т о р а п р ев р ащ ал ась в каш ео б р азн у ю м ассу и тер я л а свою тягучесть. Н и до ни после не п р и х о ди л о сь ви деть простого, хотя и небезопасного способа обесп ечен и я п о сту п л ен и я горю чего в дви гател ь. П од п атр у б о к, чер ез ко то р ы й со л яр к а п о сту п ает из б ак а в блок ц и л и н д р о в, п од кл ад ы в ал ся к и зя к , п р о п и тан н ы й этой ж е со л яр ко й и п о д ж и гал ся. Т о п л и во подогревалось, р а зж и ж а л о с ь , о бретало тягу честь и п осту п ал о ку д а н у ж н о . Д в и гател ь р або тал , тр акто р 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2