Сибирские огни, 1994, № 3-6

ж е н щ и н а , став и т п ер ед тобой горячи е щ и , ар о м атн ы е ко тл еты , к р у ж к у с ком п отом . В к о м н ате, богато о бставлен н ой , все так п р и бр ан о , ую тно. Л ю б ая го р о д ская к в а р т и р а , где м не п р и ходи лось бы вать, к а за л а с ь просто роскош н о й . О д н ако зав и с ть эт а н е вы зы вал а к а к и х -то о тр и ц ател ьн ы х эм о ц и й . Я у б еж д ен бы л во вр ем ен н о сти своего бедного ж и ть я , сч и тал , что человек сам к у зн е ц своего сч астья. Д а ж е зави сть иногда см еш и вал ась с н екоторой ж ал о стью по о тн о ш ен и ю к городским то вар и щ ам , которы м не су ж д ен о бы ло п р о й ти сур о вую , но весьм а полезн ую ш колу о б щ еж и ти я. ОБ ОБЩЕЖИТСКИХ ТИПАХ В п о сл ед стви и я л егк о у га д ы вал л ю д ей , долго п р о ж и вш и х в о б щ еж и ти и (сам о м у м н е п р и ш л о сь п о м и м о студенческого ещ е и в рабочем , заводском , отбы ть т р и го д а). Э то л ю д и с усто й ч и вы м кол л екти ви стск и м х ар ак тер о м , п р и в ы к ш и е ж и т ь на ви ду , н и чего о себе не скр ы вать, по соответственно дотош н о и н тер есо в аться д р у ги м и . О н и готовы п оделиться последним , п о м очь то в ар и щ у . В н и х р азв и то чувство у р авн и тел ьн о й сп р авед ливости . Я р к и е и н д и в и д у ал ьн о сти , р езк о вы деляю щ и еся на общ ем ф о н е, не вы зы ваю т со ч у встви я, тем более п о кл о н ен и я. Н аоборот, вокруг них со зд ается атм о с ф е р а о тч у ж д ен и я. Ч ел о век, о б л адаю щ и й о чеви дн ы м и п о р о к ам и , сч и т аю щ и м и ся тако вы м и в среде п р о ж и в ан и я , а не в общ естве в ц ел о м , и л и и зж и в а е т и х , и л и глубоко п р яч ет. И н ач е ем у в о б щ еж и ти и н е ж и ть. С д р у го й сто р о н ы , п о р о ки , п р и су щ и е дан н о м у колл екти ву п ер ех о д я т к бо л ьш и н ству , во л ей сл у ч а я о казавш и х ся в нем . О б щ еж и ти е — к а к с ел ьск ая о б щ и н а, ко л х о з. О н а не д аст погибнуть слабом у, но и не будет способствовать р аск р ы ти ю , р е а л и за ц и и сп особностей, тал ан та от­ дельн ого чело в ека. В о бщ ем , э т а м одель, сл еп о к со ц и ал и сти ч еско го общ ества. И вроде бы все хор ош о , всё р авн ы , и в то ж е врем я все п л о х о , убого. ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫЕ МЫСЛИ НА ГОЛОДНЫЙ ЖЕЛУДОК Г оворят, что голодном у чело веку ч а щ е п р и х о дят у м н ы е, а то и ге н и а л ьн ы е м ы сл и , чем сы то м у . Б а л а н с и р у я на гр ан и д и стр о ф и и , м ы не д о д у м ы вал и сь до н есп р аведл и во сти у стр о й ства общ ества. М ож ет бы ть, потом у, что сам а м ы сль об это м к а за л а с ь д и к о й , ибо мы свято вер и л и в абсо лю тн о е п р еи м у щ ество с о ц и ал и зм а п ер ед кап и тал и зм о м . А м о ж ет бы ть, во сп и тан н ы й д ес я ти л ети я м и стр ах р асп л аты за во зм о ж н ую к р ам о л у бы л н асто л ько в е л и к , что он ж и л в н ас, н е зам е ч а е м ы й , и ко р р екти р о вал н аш и м ы сли и п о сту п ки . К а к б ы там н и бы ло, м ы сч и т а л и , что ж и вем в сам о й сп р авед л и во й с тр ан е и и ск р ен н е ж д а л и п р и о б щ ен и я к сч астью всего ч ело вечества. Т ем н е м ен ее о ч еви д н ы е н есообразн ости бр о сали сь в гл аза. Г астр о н о м ы тогда л о м и л и сь от и зо б и л и я п родуктов. В сево зм о ж н ы е ко л басы , о ко р о к а, п ти ч ьи т у ш к и , сы ры . А у ж кон сервы — к а к и х только н е бы ло. И к р а ч ер н ая и к р а с н а я , п еч ен ь тр еск и , л о со си н а и о сетр и н а, ш п роты и п аш теты . Я у ж е н е говорю о м ясе и м асл е, см етан е и твороге, хлебе и с а х а р е . В сер ед и н е п яти д есяты х годов всего этого бы ло в м агази н а х п олно. Н о я сп о ко й н о в зи р ал на гастр о н о м и ч ески е и зо би л и я, не зн ая д а ж е вк у са бо л ьш и н ства вы ставл ен н ы х продуктов. Б ы л уб еж д ен — мое врем я п ри дет. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2