Сибирские огни, 1994, № 3-6
АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ П о сл е четвертого к у р са п р ак ти к а на А лтайском тр акторном заводе Я п о п ал в м е х ан и ч еск и й ц е х , и зго тавл и ваю щ и й д етал и и у зл ы для трактор* Д Т -6 0 М еня п о стави л и к агрегатн ом у стан ку с н еско л ьки м и многоинструмен тал ьн ы м и го л о вкам и . С тан ок это т в те врем ен а бы л сим волом научио- техн и ческого прогресса в м еталлообработке П редставьте себе необходимо п росверли ть д ва д ес я тк а о тверсти й р азли чн ого д и ам етр а на одн ой детали Е сл и стан о к у н и в ер сал ь н ы й , то рабочи й свер л и т к аж д о е отверстие отдельн о, п одби рая д л я этого соответствую щ ие свер л а и заботясь о точном в ы д е р ж и ван и и зад ан н ы х ко о р ди н ат. Т о ж е с последую щ и м и о п ер ац и ям и Р або та тр у д о е м к ая , тр еб ую щ ая сн о р о вки , вн и м ан и я то ч н о сти , го есть всего то го , что входи т в п о н яти е к в а л и ф и к а ц и и . М не тогда впервы е пришло в голову, что т е х н и ч еск и й прогресс в м аш ин остроен и и влечет за собой сн и ж е н и е с о д е р ж ат ел ьн о й , тво р ч еско й ком поненты в тр у д е станочника- м етал л и ста. И д ей стви тел ьн о . Т р у д вы со ко квали ф и ц и р о ван н о го токаря и ли ф р е зе р о в щ и к а , и зго тавл и ваю щ его н а стан ке д етал ь сл о ж н о й конфи гу р а ц и и , вы сокой точн ости и вы сокого к л асса, в чем -то схож с трудом в ая тел я, м а стер а, созд аю щ его п р о и звед ен и е и ску сства. К с о ж ал ен и ю , отходи т в п р ош лое в ы со к о к вал и ф и ц и р о ван н ы й р у чн ой труд. В то же врем я в обы денном со зн а н и и д о си х пор господствует стер ео ти п , что чем вы ш е степ ен ь ав то м ати зац и и стан к а и л и л и н и и , тем вы ш е интеллекту ал ьн ы й п о тен ц и ал р аб о таю щ и х н а них Ч то к асается н ал ад ч и к о в и рем о н тн и ко в, то д а , требую тся мастера вы сокой к в а л и ф и к а ц и и , а оп ератором м ог стать ч е л о в ек , несколько дней п о стоявш ий з а сп и н о й п р едш ествен н и ка. Р аб о та я н а А лтай ском тр акторном в ко н ц е 5 0 -х годов, я настолько п р о н и кся м ы слям и об обедн ен и и со д е р ж ан и я тр у да стан о ч н и ко в-м етал л и - стов с р азви ти ем н ау чн о -тех н и ч еско го п р о гр есса, что сп устя много л е т в н ач а л е 8 0 -х н а и х осн ове н ап и сал и защ и ти л н а эт у тем у кан ди датскую д и ссе р тац и ю . ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА Т е м а м оего ди п л о м но го п р о екта — авто м ати ч еская л и н и я по производ ству зу б ч аты х ко л ес тр ак т о р а Т -У Л и п ец к о го тракторного зав о д а. Д в а м есяц а я провел в ц ех ах этого зав р д а, н о , п оскольку зд есь и н ам ека не бы ло на а в то м ати зац и ю , я м ах н у л р у ко й н а все б у м аж н ы е д ел а и п оп роси лся к стан к у . К с тати , т а к п оступ и ло больш и н ство р ебят, с к ем я п р и ех ал в Л и п е ц к . М не д о стал и сь два то кар н ы х стан к а . Н а одном из них я д ел ал ц ен тр о вку в а л а-ш естер н и , н а другом то р ц о вку ф л а н ц а . Р аб о та не п р и н есл а м н е больш ой р адости и творческого н а с л а ж д е н и я , но к том у врем ен и я у ж е у сво и л , что н у ж н о ум еть зас тав л ять себя д ел ат ь и не о ч ен ь п р и ятн о е, но н у ж н о е ж ел езн о е дел о . И что сл о ва « труд» и «трудно» являю тся одн оп орядковы м и . Н ас р ассели л и п о частн ы м к в ар ти р а м . Мы ж и л и с тр ем я сту д ен там и - д и п л о м н и к а м и И ж евско го п оли тех н и ческо го и н сти ту та. Р я д о м , в соседн ем д о м е, ж и л и тр и д еву ш ки и з М осковского и н сти ту та с т а л и . М ы бы стро с д р у ж и л и сь , вм есте проводи ли веч ер а. М ного сп о р и л и , п ел и п есн и под баян . В о б щ ен и и со сту д ен там и д р у ги х вузов с удовл етво р ен и ем о т м е ч а л , что сам я не х у ж е и х , не л ы ко м ш и т. Э т о касал о сь и тех н и ч еско го 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2