Сибирские огни, 1994, № 3-6

д ал ее М олодец , говорит п р еп о д авател ь, д ав а й зач етк у С тави т «отли чн о» и то л ько потом ви ди т ф а м и л и ю и п о н и м ает что до п у сти л оп лош н ость, не взы скал за п р о п у ски Д а у ж е бы ло п оздно. Н а п и сан о п ер о м , не вы рубиш ь топ ором . ЭКЗАМЕН — ИСКУССТВО возможного С ч и тал о сь доблестью п о л у чи ть вы сокую оц ен ку не за счет глубины зн а н и й (это во сп р и н и м ал о сь т а к себ е), а благодаря ораторском у и скусству, о бм ан у , н ак о н е ц . Е сл и сту д ен т зн ал на тр о й ку , то он д о л ж ен ответи ть на ч е ты р е, а у ж ч етвер о чн ы е зн ан и я не м огли бы ть оц ен ен ы н и ж е чем на п ять. В одной р асх о ж ей сту д ен ческо й б ай к е говорилось, собака см отри т на чело в ека к ак эк за м ен у ем ы й студент н а п реп одавателя • глаза у м н ы е-у м н ы е, а с к а за т ь н и чего не м о ж ет Г л авн ая зап о ведь — не м о лч ать и никогда не говорить «не зн аю » С ту ден ту не зн ак о м о это п о н яти е Мы следовали завету Н ап о л ео н а главное — ввязаться в б о й . Б л и зк и к и сти н е бы ли ан екд о ты , передаваем ы е и з п о ко л ен и я в п о ко л ен и е. Н ап р и м е р , на э к за м ен е по эл ектр о тех н и ке и эл ек тр и ч еск и м м аш и н ам сту д ен та сп р аш и ваю т: как р аботает генератор9 О н о твеч ает: у -у -у -у ! С туден ту на эк за м е н е по гео гр аф и и надо р ассказать о А встр ал и й ско м к о н ти н ен те. О н ж е ничего не зн ае т об А встр ал и и , а потом у бодры м голосом вещ ает- п р еж д е чем говорить об А встр ал и и , я р а с с к а ж у вам об А м ер и ке. И пош ел чесать! В тако м подходе есть вел и ки й см ы сл : в о -п ер вы х , п родем о н стр и р у еш ь, что что-то зн аеш ь и з ге о гр аф и и , во -вто р ы х , п р еп о д авател ь м о ж ет увлеч ься А м ери кой и заб ы ть про А встралию . Б е л и в би л ете со д ер ж ал о сь н есколько вопросов, н у ж н о бы ло всю свою э р у д и ц и ю вы п л есн у ть в ответе н а н аи бо л ее и зв ес тн ы й . П о п ы таться втянуть п р еп о д авател я в д и ск у си ю и не оставить врем ен и н а разговоры по другим воп росам . С о б ы ти я, соверш аем ы е в м ом енты вы сочайш его эм о ц и о н альн о го н а п р я ж е н и я , зап еч атл еваю тся четко и н а всю ж и зн ь . Н и когд а не заб уду, как я сдавал эк за м е н по х и м и и за своего зем л я к а М иш ку А борнева О н п оступ ал в сел ьх о зи н сти ту т. И м ея ср ед н ен ьки й у р о вен ь, М иш ка трезво о ц ен и в ал свои ш ан сы и попроси л м еня п ой ти на эк за м ен вм есто него Н а М иш ки н эк за м е н а ц и о н н ы й л и с т п р и к л еи л и м ою ф о то гр аф и ю , и я п о ш ел . Х и м и ю я зн ал н еп л о х о , но у м еня бы ло слабое м есто — н еум ен и е вы п о л н ять л аб о р ато р н ы е р аботы : Н и колб, ни реторт в ш коле у н ас не бы ло. С р аб аты вает, к ак всегда зак о н подлости. Я п р екр асн о зн а ю первы х два воп роса, а тр ет и й — н адо ж е — л аб о р ато р н ая р або та. Ч то -то с чем -то см еш ать, н агр еть, о сту д и ть, п о л у чи ть осадок. Д е л о соверш ен н о н езн ако м о е, а потом у б е зн ад еж н о е. Я д а ж е н е п ы таю сь р азо б р аться, чтобы зр я не тр ат и т ь вр ем я. Т р ебу ется н е стан д ар тн ы й ход, а п си х о л о ги ч еская ата к а н а эк за м ен ат о р а. И я ее н ач и н аю стр ем и тел ьн о , только о зн ако м и вш и сь с со д е р ж ан и ем б и л ета. П о дн и м аю руку и говорю , что хочу о твеч ать без подготовки. А заш ел я в чи сле п ервы х пяти человек. П р еп о д а в ател и , а их бы ло двое за столом — соли дн ы й седой м у ж ч и н а и м олодая ж ен щ и н а — с и н тересом и у ди вл ен и ем см отрят на м ен я. Н у что ж , д а в а й , п р о бу й . Я са ж у с ь за и х сто л , кл аду п еред собой чи сты й л и с т бум аги и п ош ел вязать ф о р м у л ы всевозм ож н ы х р е а к ц и й . П ер вы й вопрос — об и звести , гаш еной и н егаш ен о й , а второй — связан н ы й с бен зольн ы м и к о л ьц ам и . Б ы в ает ж е так в ж и зн и , что зач асту ю о казы вается п олезн ой и н ф о р м а ц и я , вроде бы и н и к ч е м н а я , н е н у ж н а я . П о п ал а к а к -то м не в р у ки б р ош ю р ка про эти сам ы е б ен зо льн ы е к о л ь ц а, и я ее п р о ч и тал. А п ам ять бы л а м олодой, 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2