Сибирские огни, 1994, № 3-6
П и таем ся п л охо, н ер егу ляр н о . Все к у р и м , ды м н икогда не у х о д и т из ком наты . О ди н ко н чает, другой н ач и н ае т. Н и како го красн ого у го л ка и ли ком наты для за н я ти й . Все то л ько у себя в ко м н ате. РАСПЛАТА ЗА ЛЕГКОМЫСЛИЕ Ьы стро у сваи вается п о н и м ан и е того, что л е к ц и и м о ж н о б езн ак азан н о п ропускать. А ту т ещ е стар ш ек у р с н и к и , ж и в у щ и е вм есте с н а м и , не столько п о веден и ем , ско л ько словом , у б еж д аю т н ас, что п р оп уск за н я т и й , особенно л е к ц и й , явл яется п р ави л о м хорош его то н а. К ром е того, нас зах л естн у л а эп и д ем и я игры в к ар ты . Н ет, это не б ы ли а за р тн ы е и гры на деньги и ли под к ак о й -то и н ой зн ач и тел ьн ы й и н тер ес. Д у р а ч о к , ш уба с кл и н ом , ты ся ч а одн о, а в последстви и «кинг» и п р еф ер ан с. П р о и гр аем до глубокой н о ч и , а то и до у тр а. А там к а к и е за н я т и я ’’ У тром р асто л к ает тебя кто-н и будь и з то в ар и щ ей : « К азар езо в , ты пой деш ь н а и н ж ен ер а учи ться?» О ш ал ел о см о тр и ш ь, не со о б р а ж ая , чего о т тебя х отят П отом п о н и м аеш ь, что надо вставать, идти по м орозу в а у д и то р и ю , сл уш ать н ен ави стн ую тебе л е к ц и ю , не п о н и м ая , о чем и дет р еч ь, т а к к а к у ж е б езн адеж н о отстал. С реди н ас п о п у лярн ы м бы л ан екдо т. П р о сы п аю тся утром студенты и о бсу ж даю т, как бы ть с зан я ти я м и — идти и л и н е идти . Н е п ри дя к* еди н одуш н ом у м н ен ию , р еш аю т п о л о ж и ться на судьбу и бросаю т ж р еб и й . П р и этом о го вари ваю тся у сл о ви я: о р ел — идти к д ево ч кам , р еш к а — в ресто р ан . Е сл и ж е м онета стан ови тся на ребро — то на зан я ти я . П р и таком р аскл ад е, естествен н о, тр етьей ал ь тер н ати ве м еста не о казы вал о сь. П о сл е п ер вы х л е к ц и й , верн увш и сь в о б щ еж и ти е, стар ался п ер еч и тать все зап и са н н о е и зап о м н и ть. Э то бы ло не тр у дн о . П р едм еты первого ку р са почти те ж е , что и в ш коле: ф и зи к а , х и м и я , м а те м а ти к а , п р авд а, вы сш ая. С оверш енн о н овы е — ч е р ч ен и е, а н гл и й ск и й язы к Н о о новы х — потом . О дн ако п одсм еи ван и е т о в ар и щ ей , и особенно с тар ш ек у р с н и к о в , в со ч етан и и с бесконтрольн остью , отсутствием п одходящ и х у сл о ви й и сти м улов, не сделали эти сам осто ятел ьн ы е зан я ти я си стем о й . О ч ен ь бы стро п р о п у ски л е к ц и й , н ар яд у с отсутствием н асто й ч и вы х поп ы ток н авер стать у п у щ ен н о е, сд ел ал и свое д ел о . М атери ал стр ем и тел ьн о за п у с к а л с я , во кр у г тебя со зд авал ась р еп у тац и я л о д ы р я, н едалекого ч ело века. Н аи бо л ее тягостн ы е вп еч атл ен и я — от вы сш ей м атем ати к и . П о сл е так лю б и м ы х , а п отом у хорош о зн аем ы х м ною ш кольны х ал геб р ы , геом етри и и тр и го н о м етр и и , где все пон ятн о, р азл о ж ен о по полочкам и так ло ги ч н о взаи м о связан н о , о щ у щ ен и е к ак о й -то н естаби льн ости со сто я н и я, зы бкости . О бры вки более и л и м ен ее усвоенного м атер и ал а в со ч етан и и с огром ны м и п л астам и неи звестн ого и л и н епонятного, образо вавш и м и ся в р езу л ьтате п р оп усков, со зд авал и о браз н еп о сти ж и м о го , тяж ел о го п р еп ятстви я, которое н ево зм о ж н о преодолеть. С е й ч ас бы я м ог п р о ч и тать л ек ц и ю с н ази д ан и ем п о др астаю щ ем у п о ко л ен и ю , о то м , к а к п лохо п р о п у скать зан я ти я и н е вы п о л н ять зад ан и й у ч и тел ей . Э то в гео гр аф и и м о ж н о , не зн а я А встр ал и и , хорош о у свои ть А ф ри ку и А м ер и ку , а есл и п одсуети ться п еред э к за м ен о м , то восполнить пробел и н асч ет А встр ал и и . Т о ж е — в и сто р и и , в к ак о й -то м ере ф и зи к е и х и м и и , где. зап у с ти в один р азд ел , м о ж н о бы ло о тл о ж и ть его освоен и е на потом и зан я ться др у ги м и . А в м атем ати к е, к ак и последовавш и х за н ей м ех ан и к е, со п р о м ате, детал ях м аш и н и д р у ги х тех н и ч ески х д и с ц и п л и н а х , сто и т образоваться п робелу, особенно когда реч ь идет об о сн овн ы х, ф у н д ам ен тал ьн ы х п о л о ж ен и я х , как сн еж н ая л а в и н а н ар аст ает н еп о н и м ан и е м атер и ал а и 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2