Сибирские огни, 1994, № 1-2
ская ценность? Есть еще одна высокая нравственная ступень — самоотдача, бескорыстное жертвование собой ради других. Даже если это самому себе грозит гибелью. Об этом, собственно, и идет речь в главе «Апрель». Два друга занимаются странным вроде бы делом — они сами себя назначали «смотрителями улиц»; после штатной службы в конторе отыскивают на дорогах незакрытые канализационные люки и закрывают их, предотвращая тем самым немалые беды. Они не получают ни платы, ни благодарности, но именно это дело счи тают для себя главным. Во время очередного обхода один из «смотрителей» попадает в колодец. Его жизнь в опасности. В весеннюю распутицу, да при наших отвратительных дорогах, «скорая» не успевает, и спасти пострадавшего может только чудо. И чудо случается. Сре ди прохожих находится человек, способный на какой-то проме жуток времени продлить жизнь другому человеку, передав ему часть собственной. Не это ли, невольно думаешь, читая подобные эпизоды, и есть самое удивительное и благородное, самое высокое из всех «обыкновенных чудес»? «Календарь чудес» в фантастическом повествовании В. Колу- паева «Жизнь, как год» завершается новеллой-притчей «Декабрь», рассказывающей о «живом доме». На вид это самый обычный, правда, старый, деревянный дом в деревне. Но в нем остались души его бывших хозяев, старика со старухой, долго и согласно проживших здесь, вырастивших детей и умерших в один день. Их «руки переплелись венцами» бревен, и теперь очи, незримые для постороннего взгляда, и «есть этот старый дом». Каждый раз под Новый год ожидает «живой дом» своих де тей и внуков, которые напоминают старику со старухой о соб ственных детстве и молодости. И более всего хочется дому после таких визитов, чтобы пришли они сюда еще раз, чтобы не рвалась преемственная цепь, не умирала родовая память... Повесть «Жизнь, как год», вспомним, открывает новелла, в которой мальчик пытается увидеть, найти свое первое в жизни чудо — живого деда Мороза. Дети куда более позднего поколения в заключительной новелле встречаются с чудом в образе старого дома. Какая тут связь? А самая, по-моему, непосредственная: по коления меняются, а вера в доброе, близкое, доступное земное чудо остается. И наивно простодушная, искренняя и светлая вера эта, основанная на том, что (воскресим в памяти авторское вступ ление) «чудо из чудес — сама жизнь», сквозной нитью проходя через все повествование, связывает и закольцовывает его, придавая ему художественную завершенность. Почти четверть веха огдал фантастике Виктор Колупаез. Не полный десяток повестей, несколько десятков рассказов в его багаже Не так уж и много — отметят некоторые его куда более плодовитые коллеги. Возможно. Зато голос его не спутать ни с чьим другим в пестрой разноголосице современных прозаиков. Зато каждая его вещь отличается особым, только ему присущим по черком, Зато каждая «встреча с чудом» в его произведениях за ставляет еще и еще раз задуматься над тем, кто же мы в этой жизни, какими нам надб стать, чтобы по-настоящему оправдать высокое и строгое звание человека. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2